+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.01.2022 12:12:00
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

В 2022 году прогнозируется рост погрузки угля на 3–4%, большая часть прироста ожидается за счет экспорта в восточном направлении

В 2021 году перевозки угля достигли 372 млн т. Этот результат полностью совпадает с результатом 2019-го и лишь на 3 млн т отстает от исторического рекорда 2018-го. Из 372 млн т 182 млн т были направлены на экспорт через порты, что является рекордным показателем для сети РЖД. Такие цифры приводят эксперты центра экономического прогнозирования (ЦЭП) Газпромбанка.
Объем экспорта через сухопутные погранпереходы оценивается в 33 млн т. Результат по портам вырос на 16 млн т по сравнению с 2020 годом, по погранпереходам прирост оценивается примерно в 4 млн т.

При этом 90% прироста перевалки угля в портах и около 70% прироста перевалки через погранпереходы пришлось на западное направление. Экспорт угля в западном направлении вырос на 20%, а на восток – лишь на 2%.

«Причиной роста экспорта угля стал рост спроса на уголь в результате резкого восстановления крупнейших экономик при отставании темпов добычи энергоносителей. А причиной концентрации прироста перевалки угля именно в западном направлении стало наличие инфраструктурного профицита в западном направлении, появившегося в первую очередь в результате развития нового угольного терминала в Тамани (который один нарастил перевалку на 13 млн т). Благодаря этому в западном направлении российские компании могли более гибко реагировать на появившиеся рыночные возможности», – комментируют эксперты.

В восточном же направлении рост ограничен и инфраструктурными барьерами, к тому же дополняемыми нестабильным режимом сухопутных погранпереходов на границе с Китаем. Так, например, объем перевозки угля через погранпереход Забайкальск в месяц в 2020 году составлял 260–300 тыс. т, а в прошлом году этот показатель снизился в среднем примерно вдвое. Это стало результатом антиковидных ограничений работы погранперехода, инициируемых китайской стороной.

В текущем году ЦЭП ожидает прирост погрузки угля на 3–4% относительно уровня 2021 года. Притом в 2022-м большая часть прироста ожидается именно за счет экспорта в восточном направлении, а не в западном. Это станет результатом развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона по итогам 2021–2022 гг. в условиях профицита портовой инфраструктуры. Ключевым фактором роста экспорта в восточном направлении в ближайшие годы станут темпы реализации второго этапа развития железных дорог Восточного полигона.

«Проблемой же западного направления в 2022 году может стать сокращение спроса на уголь в Европе в II полугодии. В предыдущие годы на западном направлении уже случались значительные просадки в спросе. Так, страны Центральной и Северной Европы в 2020 году сократили закупки российского угля на 17 млн т по сравнению с 2019-м. Однако поставки через порты и переходы на западной границе в 2020 году удалось сохранить за счет переориентации части экспорта на более удаленные рынки (Индии, Бразилии и др.)», – поясняют эксперты.

Поэтому в 2022 году ожидается сохранение погрузки угля в западном направлении на уровне, близком к результатам прошлого года, – за счет развития экспорта на удаленные рынки при сокращении спроса в Европе. Важным фактором сохранения темпов экспорта в западном направлении является развитие глубоководных мощностей по перевалке угля, позволяющих снизить удельные издержки при отправке груза на удаленные рынки сбыта.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions