+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.01.2022 12:12:00
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

В 2022 году прогнозируется рост погрузки угля на 3–4%, большая часть прироста ожидается за счет экспорта в восточном направлении

В 2021 году перевозки угля достигли 372 млн т. Этот результат полностью совпадает с результатом 2019-го и лишь на 3 млн т отстает от исторического рекорда 2018-го. Из 372 млн т 182 млн т были направлены на экспорт через порты, что является рекордным показателем для сети РЖД. Такие цифры приводят эксперты центра экономического прогнозирования (ЦЭП) Газпромбанка.
Объем экспорта через сухопутные погранпереходы оценивается в 33 млн т. Результат по портам вырос на 16 млн т по сравнению с 2020 годом, по погранпереходам прирост оценивается примерно в 4 млн т.

При этом 90% прироста перевалки угля в портах и около 70% прироста перевалки через погранпереходы пришлось на западное направление. Экспорт угля в западном направлении вырос на 20%, а на восток – лишь на 2%.

«Причиной роста экспорта угля стал рост спроса на уголь в результате резкого восстановления крупнейших экономик при отставании темпов добычи энергоносителей. А причиной концентрации прироста перевалки угля именно в западном направлении стало наличие инфраструктурного профицита в западном направлении, появившегося в первую очередь в результате развития нового угольного терминала в Тамани (который один нарастил перевалку на 13 млн т). Благодаря этому в западном направлении российские компании могли более гибко реагировать на появившиеся рыночные возможности», – комментируют эксперты.

В восточном же направлении рост ограничен и инфраструктурными барьерами, к тому же дополняемыми нестабильным режимом сухопутных погранпереходов на границе с Китаем. Так, например, объем перевозки угля через погранпереход Забайкальск в месяц в 2020 году составлял 260–300 тыс. т, а в прошлом году этот показатель снизился в среднем примерно вдвое. Это стало результатом антиковидных ограничений работы погранперехода, инициируемых китайской стороной.

В текущем году ЦЭП ожидает прирост погрузки угля на 3–4% относительно уровня 2021 года. Притом в 2022-м большая часть прироста ожидается именно за счет экспорта в восточном направлении, а не в западном. Это станет результатом развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона по итогам 2021–2022 гг. в условиях профицита портовой инфраструктуры. Ключевым фактором роста экспорта в восточном направлении в ближайшие годы станут темпы реализации второго этапа развития железных дорог Восточного полигона.

«Проблемой же западного направления в 2022 году может стать сокращение спроса на уголь в Европе в II полугодии. В предыдущие годы на западном направлении уже случались значительные просадки в спросе. Так, страны Центральной и Северной Европы в 2020 году сократили закупки российского угля на 17 млн т по сравнению с 2019-м. Однако поставки через порты и переходы на западной границе в 2020 году удалось сохранить за счет переориентации части экспорта на более удаленные рынки (Индии, Бразилии и др.)», – поясняют эксперты.

Поэтому в 2022 году ожидается сохранение погрузки угля в западном направлении на уровне, близком к результатам прошлого года, – за счет развития экспорта на удаленные рынки при сокращении спроса в Европе. Важным фактором сохранения темпов экспорта в западном направлении является развитие глубоководных мощностей по перевалке угля, позволяющих снизить удельные издержки при отправке груза на удаленные рынки сбыта.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions