+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.01.2020 12:00:00
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Процент порожнего пробега вагона: итоги 2019 года

По традиции в январе принято анализировать итоги предыдущего года как в контексте долгосрочного периода, так и с точки зрения влияния на соответствующие показатели решений, принятых в анализируемом периоде, или факторов, действующих в это время.
В этой связи небезынтересно рассмотреть динамику процента порожнего пробега грузового вагона – как помесячные внутригодовые данные, так и погодовые в долгосрочном периоде. Ниже на рис. 1 приведена помесячная динамика процента порожнего пробега за 2016–2019 гг. Как видим, в 2018-м этот показатель снизился на 0,3 п. п. к предыдущему году, а теперь по итогам 2019-го вновь снизился еще на 0,3 п. п. (все данные взяты из раздела «Раскрытие информации» на официальном сайте ОАО «РЖД»).
динамика пробега

Рис.2_Процент пор пробега1917_2019.jpg

На рис. 2 мы видим, что если во времена МПС этот показатель менялся от 28% в 1970–1975 гг. до 41–42% в середине 1990-х гг., то примерно с 1999 года он стабильно колеблется вокруг значений 39–40%.
Так, если мы примем за базу 1999 год, то есть уровень показателя 40,2%, то окажется, что за последующие 19 лет (с 2000 по 2019 г.) отклонения (в процентных пунктах) от этой точки будут следующими (см. табл. 1):

Табл_Прирост сниж пор пробега.jpg
То есть максимальные отклонения были в 2008-м (на 1,1 п. п. меньше, что соответствует самому низкому значению за рассматриваемые 19 лет) и в 2009 году (на 1,1 п. п. больше, что соответствует максимальному значению за эти 19 лет), а все остальное время размах или амплитуда этих колебаний не превышали значение +/-0,7 п. п.

Таким образом, мы можем заключить, что этот показатель представляет собой довольно инертную величину, ведь на протижении этого времени периодически делались попытки как-то стимулировать снижение порожнего пробега или унифицировать (в 2012 г.) тариф на грузы различных классов, что должно было ускорить отправку вагонов из-под выгрузки, но одновременно стимулировало рост порожнего пробега. Тем не менее все эти меры не слишком влияли на рассматриваемый показатель.

Любопытно, что, как известно, в конце 2018 года было принято решение о том, что в 2019-м тариф на порожний пробег полувагона будет повышен. В итоге при общем росте на 3,6% тариф на порожний пробег полувагонов был повышен на 9,8%. Один из аргументов, который приводился РЖД в защиту этого решения, заключался в том, что это уменьшит процент порожнего пробега полувагонов. Но как раз по полувагонам процент порожнего пробега по итогам 2019 года не уменьшился, а даже немного вырос (правда, на крохотную величину в 0,1 п. п. – с 42,1% в 2018 г. до 42,2 % в 2019 г.). И у меня есть большое подозрение, что если бы вместо снижения погрузки угля снова был рост, этот фактор повлиял бы (во всяком случае, своей экспортной составляющей) на рост процента порожнего пробега.

Приведу здесь справочно показатели процента порожнего пробега, не только для всех вагонов, но и отдельно для полувагонов (см. рис. 3).

Рис.3_Проц пор пробега ПВ помес.jpg

Таким образом, анализ показывает, что, возможно, это решение о дополнительном повышении тарифа на порожний пробег полувагонов было принято не для того, чтобы повлиять на процент порожнего пробега, а просто для увеличения выручки РЖД от перевозок порожних полувагонов.

И это может навести нас на важную мысль в области регулирования: если мы принимаем сильнодействующее лекарство с целью повлиять на какой-то параметр организма, то вполне может случиться так, что на нужный параметр, если этот параметр очень инерционен, оно не подействует, зато все побочные вредные последствия (а у любого лекарства они есть) обязательно будут. (Замечу в скобках, что многие отраслевые эксперты и представители транспортного сообщества неоднократно говорили о лукавстве этого аргумента РЖД и о том, что на самом деле процент порожнего пробега сильнее зависит от географии грузопотоков и технологии работы, чем от, собственно, тарифа. Тем не менее именно под соусом этого аргумента данное решение продвигалось среди федеральных органов.)

И еще один момент. Если процент порожнего пробега полувагона вырос, это значит, что общее его снижение произошло за счет других родов подвижного состава, то есть как раз за счет тех, которые не стимулировали к этому тарифными методами. В частности, снижение процента порожнего пробега произошло по следующим родам подвижного состава: по универсальным платформам (33,8% по итогам 2019 г., снижение к предыдущему году на 0,7 п. п.), цистернам (48,5%, снижение на 0,2 п. п.), рефрижераторному ПС (26,6%, снижение на 0,7 п. п.), зерновозам (43,2%, снижение на 0,1 п. п.), а рост произошел по крытым (25%, рост на 0,1 п. п.), цементовозам (44,6%, рост на 0,2 п. п.), минераловозам (47%, рост на 0,9 п. п.).

И это второй побочный вывод: так бывает, что если вы запускаете стимулы что-то улучшить – оно ухудшается, а если ничего не делаете – там все как-то само собой улучшается. Все-таки Лежандр в своем диалоге с Кольбером был прав!
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions