+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.04.2016 13:52:11
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Особенности операторского ценообразования

Федеральная антимонопольная служба России обязала операторов железнодорожного подвижного состава согласовывать с ведомством повышение цен на предоставление вагонов под перевозку более чем на 7,5% по сравнению с ценой в аналогичном квартале годом ранее. Пока крупнейшие игроки рынка взяли паузу и вчитываются в текст письма, представители ФАС пытаются снять напряжение в отрасли, заявляя, что речь идет не о согласовании, а об информировании об изменениях цен на услуги операторов. Как новое предписание отразится на отрасли и не противоречит ли его появление принципам развития свободного рынка?
 

Конкуренция под контролем

Соответствующее письмо, подписанное руководителем ФАС Игорем Артемьевым, копия которого есть в распоряжении РЖД-Партнера, служба 7 апреля разослала крупнейшим операторам грузовых вагонов. Теперь участники рынка не позднее чем за 15 дней должны предупреждать ФАС о намерении поднять цену предоставления вагона более чем на 7,5% по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года, а также если цена повышает тарифы Прейскуранта № 10-01.

Так ФАС планирует минимизировать риск возникновения недобросовестной конкуренции с целью недопущения достижения антиконкурентных соглашений, согласованных действий и минимизации рисков злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением в отдельных сегментах рынка по предоставлению грузовых вагонов под перевозку железнодорожным транспортом, а также недопущения необоснованного роста цен на указанном рынке ФАС России в целях предупреждения нарушения норм антимонопольного законодательства.

Отмечается, что в случае если предлагаемое повышение вышеуказанных цен экономически обоснованно, ФАС России может выдать соответствующее заключение.

Ведомство также предписало операторам не позднее чем за 30 дней предоставлять информацию и документы о заключении договоров аренды, управления и иных договоров, касающихся передачи прав владения, пользования или распоряжения грузовыми вагонами, иным организациям. Эти документы должны предоставлять обе стороны сделки.

Разница в прочтении

Руководитель отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Слободяник считает, что в существующих регуляторных условиях работы рынка ФАС России не может контролировать стоимость услуг операторов, так как рынок является де-факто конкурентным. Он подчеркнул, что сегодня одна из функций ФАС – контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках. «При этом рынок предоставления вагонов под перевозку грузов является конкурентным. Операторы подвижного состава могут реагировать на колебания спроса на услуги по предоставлению вагонов под перевозку грузов и устанавливать рыночные цены. С учетом сезонной неравномерности в спросе на подвижной состав можно ожидать сохранения тенденции по существенному изменению стоимости подвижного состава в течение одного года», – отметил А. Слободяник.

По мнению эксперта-аналитика АО «Финам» Алексея Калачева, ФАС добивается обоснованного увеличения цен. «При действительно конкурентном рынке повышение стоимости перевозок одним оператором лишь привело бы к перетоку его клиентов к конкурентам. Но ФАС считает, что возможен ценовой сговор крупнейших операторов, и поэтому вводит такой контроль», – полагает он.

Однако А. Калачев отмечает, что антимонопольное ведомство может отказать в согласовании повышения цен на предоставление вагонов под перевозку, сочтя его необоснованным.

Как пояснили РЖД-Партнеру в Федеральной антимонопольной службе, ведомство не собирается ужесточать контроль над операторами и не намерено согласовывать цены на предоставление вагонов под перевозку, а надеется, что крупные игроки отрасли будут уведомлять контролирующий орган о динамике цен. «Мы хотим оперативно получать информацию о том, что происходит на рынке», – заключили в службе.

Таким образом ФАС намерена отслеживать тенденции, происходящие в отрасли, и планирует уменьшить число антиконкурентных соглашений, а также минимизировать риск недобросовестной конкуренции.

Независимый юрист Сергей Мрачковских добавляет, что предложенная ФАС мера неэффективна, так как повышать стоимость услуг можно на 5% каждый месяц. По его мнению, сегодня проблема заключается вовсе не в действиях ФАС, а в экономике страны. Бесконтрольное повышение ставок, по словам А. Калачева, может подстегнуть очередной виток инфляции.

Свободный подконтрольный рынок

По мнению юристов, которые специализируются на антимонопольном праве, нормы о защите конкуренции не всегда совпадают с представлениями участников отрасли о свободном рынке. Партнер адвокатского бюро «КИАП» Илья Ищук поясняет, что с юридической точки зрения предписание ФАС ряду крупных компаний согласовывать с ведомством повышение цен на предоставление вагонов под перевозку укладывается в нормы действующего закона о защите конкуренции. «Эти требования направлены на недопущение ограничения конкуренции. Антимонопольный орган не имеет права выдавать подобные предписания любым компаниям, а только тем, которые занимают доминирующее положение на рынке или являются субъектами в рамках осуществления контроля за экономической концентрацией», – уточнил он.

По мнению И. Ищука, задача такого предписания заключается прежде всего в том, чтобы не дать возможность субъекту, обладающему достаточным уровнем рыночной власти, своим положением на рынке злоупотребить.

Попытки снизить цены могут привести к их росту

Участники рынка полагают, что меры, принимаемые в сфере регулирования деятельности владельцев грузовых вагонов, могут привести лишь к удорожанию операторских услуг. Напомним, что ставки аренды вагонов держатся на рекордно низких уровнях с прошлого года – около 500 руб. за вагон в сутки.

Компании, получившие уведомления, пока не готовы комментировать данное предписание. Лишь в частной беседе отмечают, что письмо ФАС стало для них полной неожиданностью, а также что в сегодняшних условиях организации не планировали повышать цены на свои услуги. «Мы получили письмо в пятницу вечером и только что передали его своим юристам. Сейчас они изучают документ и прорабатывают механизмы дальнейшей работы», – пояснили в одной из компаний, получивших документ от ФАС.

«Наше партнерство всегда утверждало, что меры, последовательно принимаемые в сфере регулирования деятельности владельцев грузовых вагонов, ведут только к удорожанию услуг операторов», – уверен председатель НП ОЖдПС Андрей Соболев.

Он полагает, что запрет на продление срока службы грузовых вагонов и использование вторичных деталей для их ремонта, введение ограничений на перемещение порожняка, взимание платы за занятие путей общего пользования, а также постоянный рост стоимости порожнего пробега и текущего ремонта – все это объективно не может не вылиться в рост себестоимости услуг операторов с последующим повышением цен этих услуг. «Попытки государства запретить рост цен в данном сегменте при продолжающемся давлении власти на операторов под лозунгом «покупайте новые вагоны и повышайте для этого ставки» ни к чему не приведут», – комментирует А. Соболев.

Во-первых, по словам эксперта, в сегменте оперирования существует более 6 тыс. вариантов цен, которые зависят от маршрута перевозки, доставляемого груза, типа подвижного состава, сроков погрузки и выгрузки, а также некоторых других факторов. «Для того чтобы как-то стандартизировать операторские услуги, нужно разработать хотя бы для себя какую-то внятную методику. А таковой пока нет», – отмечает А. Соболев.

Во-вторых, даже у небольших операторов (до 500 вагонов) на обслуживании подчас находится более 200 грузоотправителей. У крупных операторов число клиентов колеблется от 500 до 1 тыс. Крупнейшие компании (ПГК, ФГК, «ТрансКонтейнер») имеют в своем клиентском портфеле по несколько тысяч контрактов, в рамках которых заключаются приложения по конкретным перевозкам. «Изменения происходят каждый рабочий день. Таким образом, регуляторам потребуется анализировать деятельность операторов каждодневно усилиями десятков человек. Для этого нужно разработать целые программные комплексы, постоянно следить, чтобы операторы строго отчитывались по всем заключаемым сделкам, ничего не скрывая», – считает А. Соболев.

В-третьих, если регуляторы наладят контроль за операторами в части увеличения ставок, то компании будут сдавать вагоны через посредников, а те уже, не являясь операторами, будут передавать их грузоотправителям по ценам, формируемым рынком.

В-четвертых, по мнению председателя НП ОЖдПС, в государственной политике можно сейчас увидеть три разнонаправленные тенденции: покупка новых вагонов с ростом ставок операторов; объединение вагонных парков действующих игроков и рост ставок (план «Ураган»); запрет роста ставок операторов, чтобы не увеличивать нагрузку на грузовладельцев. «Все тенденции имеют своих апологетов и союзников в высших органах государственной власти. Сегмент оперирования универсальным подвижным составом может уже в ближайшее время превратиться в поле битвы крупных игроков с серьезным административным влиянием. Вероятность, что все между собой договорятся, небольшая. Победителями, как всегда, будут объективные рыночные тенденции – ставки предоставления грузовых вагонов вырастут и закрепятся, новые вагоны будут покупать в малых количествах», – комментирует А. Соболев.

Отраслевые аналитики полагают, что война на рынке операторских услуг идет уже давно, и она неизбежно приведет к его объединению. «Консолидация на рынке операторских услуг – это процесс объективный. Более высокие издержки, неконкурентные цены, слабость административного ресурса, меньшая эффективность работы небольших операторов объективно будут выдавливать их с рынка», – считает А. Калачев.

По словам д. т. н., профессора кафедры «Эксплуатация железных дорог» Российской открытой академии транспорта при Московском государственном университете путей сообщения Сергея Елисеева, даже в классических капиталистических странах цивилизованный рынок регулируется определенными государственными правилами игры. «На мой взгляд, согласование цен не будет препятствовать развитию рынка операторских услуг, а, наоборот, его дисциплинирует и отсеет неэффективных и мелких операторов с рынка, которых сейчас развелось чрезмерно много», – комментирует он.

Для того чтобы стабилизировать ситуацию в отрасли и не допустить увеличения финансовой нагрузки на клиентов железнодорожного транспорта, по словам А. Соболева, государству необходимо тщательнее анализировать себестоимость услуг ОАО «РЖД». «Если ее удастся сократить, то появится возможность снижения тарифов, которые в совокупных транспортных затратах грузоотправителей занимают самый большой процент относительно услуг операторов и смежных предприятий. А добиваясь фиксации цен в нижних границах, государство лишь создает условия для изменения системы продаж операторских услуг», – уверен он.

Как отмечает С. Елисеев, цену на перевозку диктует прежде всего режим рентабельности и эффективности работы самого перевозчика или оператора.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions