+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.06.2016 14:56:49
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок за май 2016 года

По данным ОАО «РЖД», погрузка на сети в мае 2016-го составила 102,9 млн т, что на 3,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом структура перевозимых грузов по их доходности сохранилась: по сравнению с маем 2015-го сократились объемы транспортировки высокодоходных номенклатур (- 5,5%, до 30,3 млн т) на фоне роста средне- и низкодоходных (+8,3%, до 12,3 млн т, и +6,9%, до 59,5 млн т соответственно).
 

План погрузки выполнен

В среднем за май 2016-го суточная погрузка составила 3,3 млн т в сутки, что на 0,6% выше установленного планового показателя и на 3,1% больше фактического показателя мая 2015 года. План на май 2016-го устанавливался из расчета +2,5% к факту прошлого года. Рост объемов погрузки в целом, естественно, сопровождался наращиванием грузооборота: в мае 2016-го он увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3% и составил 195,5 млрд тарифных т-км (с учетом порожнего пробега вагонов рост достиг 2,4%, до 249,5 млрд т-км).

В отношении ряда основных номенклатур, перевозимых железнодорожным транспортом, динамика железнодорожных перевозок осталась прежней. Так, сохранился рост в сегменте транспортировки каменного угля (+4%, до 26,8 млн т), стройгрузов (+20,6%, до 13,5 млн т), лесных грузов (+17,4%, до 3,8 млн т) и зерна (+6,1%, до 1 млн т). Перевозки нефти продолжили падение – в мае 2016-го их перевезли 18,1 млн т, что на 10,8% меньше, чем годом ранее. При этом транспортировка черных металлов пока сохранила положительную динамику (+0,6%, до 6 млн т), которая отмечалась и месяцем ранее (+3,7%, до 6 млн т), но темп роста заметно снизился. В то же время значительно увеличились объемы перевозки лома черных металлов (+16,4%, до 1,5 млн т), хотя по итогам января – мая 2016 года здесь сохраняется нисходящий тренд (-10,3%, до 5,2 млн т). Впервые за довольно длительный период сократились (пока незначительно) объемы транспортировки химических и минеральных удобрений – за май 2016-го было перевезено 4,2 млн т, что на 0,5% ниже прошлогоднего майского результата, при этом по итогам января – мая положительная динамика пока сохраняется (+4,1%, до 22,2 млн т) – за счет роста, наблюдавшегося вплоть до апреля 2016 года.

Нефть опять уходит в минус, уголь сохраняет рост

По данным ГВЦ ОАО «РЖД», в мае 2016 года объем экспортных железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов в порты составил 6,15 млн т (-22,3% к маю 2015 г.). Импортная железнодорожная перевозка сырья из портов по итогам месяца составила 29,32 тыс. т (+9,4%). Таким образом, ситуация, при которой большая часть нефтяных грузов транспортируется железнодорожным транспортом внутри страны, а меньшая идет на экспорт, сохраняется. При этом в январе – мае 2016-го объем добычи нефти в России увеличился на 2,5% в годовом исчислении (+3,4% в мае к апрелю 2016 г.), а объем экспорта – на 7% (-2,7%). В этих условиях намерение ОАО «РЖД» сохранить экспортную надбавку в 13,4% (действует в рамках тарифного коридора до августа 2016 г.) выглядит вполне логичным. В частности, об этом заявил вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев. «Мы не считаем, что экспортную надбавку нужно отменить, потому что на рынке ничего не происходит», – сказал он.

Что касается перевозок угля, то, по данным ГВЦ ОАО «РЖД», в мае 2016 года объем экспортных железнодорожных перевозок угля в порты составил 12,3 млн т (+5,8%), импортных – 4,5 тыс. т (+5,6%). Таким образом, внутренние и международные перевозки распределились примерно поровну с небольшим перевесом в пользу внутрироссийского рынка. В сложившейся макроэкономической ситуации фактором, стимулирующим рост российских экспортных поставок угля на фоне относительно низких мировых цен, по-прежнему остается девальвация рубля. При этом ситуация на внутреннем рынке России в апреле – мае 2016 года характеризовалась снижением спроса на энергетический уголь на фоне сезонного потепления, уменьшения нагрузки на генерирующее и теплофикационное оборудование, а также плановых ремонтов на большинстве ТЭС. В целом обстановка в отрасли достаточно благополучная. Так, по данным Минэнерго, объем добычи угля в России в январе – мае 2016-го увеличился на 6,3% в годовом исчислении (+0,2% в мае к апрелю 2016 г.), объем экспорта – на 8,5% (+8,2%).

В мае 2016-го стало известно о том, что попытка угольщиков получить скидки на железнодорожные перевозки их продукции успехом не увенчалась. Напомним, что 4 апреля 2016 года правительство поручило РЖД и регуляторам изыскать возможности для снижения тарифов в этом сегменте перевозок, однако 17 мая на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича представитель РЖД заявил, что монополия не может терять доходы, и рекомендовал угольщикам найти другой механизм для сдерживания роста затрат – например, снизить тарифы на перевалку груза в портах. Однако эта идея не понравилось поставщикам угля, большинство из которых имеют собственные портовые терминалы, переваливающие в том числе и чужой уголь.

Таким образом, ОАО «РЖД» пока не намерено отменять экспортную надбавку к тарифу: 13,4% – на коксующийся и 1,4% – на энергетический уголь. По словам главы РЖД Олега Белозёрова, стоит попытаться сделать так, чтобы разговоры на тему «уголь перевозить невыгодно» ушли в прошлое. Но пока это не получается, потому что при перевозках на дальние расстояния перевозчик (с учетом действия нынешнего прейскуранта) не покрывает даже текущих затрат. «Средний уровень тарифа на перевозки энергетического угля находится ниже базового уровня тарифа первого класса Прейскуранта № 10-01 примерно на 50%, второго тарифного класса, который является уровнем безубыточности, – более чем на 70%», – констатировал О. Белозёров.

Черные металлы: рост сохраняется, темпы упали

Отраслевые эксперты объясняли начавшийся не так давно рост в сегменте железнодорожных перевозок черных металлов предоставлением тарифных преференций производителям на I квартал 2016 года. Пусть и с некоторым опозданием, но решение о продлении действия экспортной скидки до конца 2016 года было обнародовано в конце апреля. Тем не менее темпы роста объемов транспортировки черных металлов снизились с 3,7% в апреле до 0,6% в мае, причем произошло это на фоне относительного улучшения ценовой конъюнктуры рынка. Так, по состоянию на 27.05.2016 г. цены на черные металлы в мире выросли на 26,6% (к концу декабря 2015 г.), что было обусловлено рядом факторов. Среди них – сокращение экспорта стали Китаем в январе – феврале текущего года на 1,5% в годовом исчислении (-16,7% в феврале к январю), а также укрепление ценовой конъюнктуры рынка черных металлов стран Юго-Восточной Азии ввиду оживления спроса со стороны строительной отрасли в регионе в весенний период. Подросли цены и на российском рынке. Так, в мае 2016 года (на 31.05.2016 г.) сводный индекс цен московского рынка черных металлов увеличился на 4,4% по сравнению с концом апреля 2016-го. Эксперты связывают это с укреплением ценовой конъюнктуры на мировом рынке и ослаблением конкуренции со стороны поставщиков сортового проката строительного назначения из Украины и Белоруссии.

Однако заметным фактором, ограничивающим экспорт российской стальной продукции в 2016 году, стало усиление ограничительных мер нетарифного регулирования, вводимых странами-импортерами. Помимо уже введенных в 2015-м рядом стран пошлин на импорт отдельных видов стальной продукции из России, Еврокомиссия с февраля по август 2016 года ввела антидемпинговые таможенные пошлины на холоднокатаный плоский прокат в размере 19,8–26,2% от стоимости продукции, а в период с мая 2016 г. по май 2020 г. – разрешительный механизм ввоза стали в страны ЕС, при котором импортеры будут запрашивать лицензии сроком на 4 месяца на ввоз всех видов проката и труб, в случае если партия превышает 2,5 т. По словам представителя одного из крупных металлургических холдингов, именно эти меры и влияют на снижение темпов роста экспорта черных металлов из РФ

Перевозки щебня: позитивный тренд сохраняется

Объемы перевозки стройгрузов, которые на железных дорогах представлены в основном щебнем, в мае 2016 года продолжали расти. Безусловно, значительную роль здесь сыграл старт строительного сезона и дорожных работ. При этом в целом ситуация на рынке дорожного строительства достаточно сложная. Эксперты считают, что сокращение объемов дорожного строительства может негативно сказаться на дальнейшем развитии рынка НСМ в РФ, а значит, и на железнодорожных перевозках этой номенклатуры. Так, заместитель начальника управления строительства и эксплуатации автодорог Федерального дорожного агентства Андрей Чернигов сказал, что в текущем году в федеральном бюджете предусмотрено 96 млрд руб. на строительство новых дорог федерального значения и планируется построить 278 км таких трасс. Для сравнения, в 2014-м на единой сети дорог РФ было введено 581 км. В 2015 году при плановом бюджете в 140 млрд руб. фактически было построено 369 км федеральных автотрасс. При этом, как подчеркнул представитель ФДА, дорожная отрасль на сегодня является одним из крупнейших потребителей щебня. «В то же время увеличения потребностей в отрасли можно ожидать в связи с переходом на финансирование дорожной сети исходя из фактических потребностей ее содержания», – отметил А. Чернигов.

Тем не менее по сравнению с прошлым годом налицо заметное улучшение в сегменте транспортировки щебня. Так, за 4 месяца текущего года на полигоне Октябрьской железной дороги увеличение объемов перевозки щебня к аналогичному периоду прошлого года составило 43%, из них 27% было произведено в Республике Карелии, а 70% дали карьеры Ленинградской области за счет близости к портам выгрузки и большей доступности вагонов с точки зрения технологии и финансовых затрат. В то же время, по словам генерального директора ТД «Щебень Карелии» Андрея Громового, сегодня карельский щебень из-за ценообразования на вагонную составляющую находится в менее выгодных условиях. «Происходит рост цены, что делает рынок неустойчивым и не дает тех объемов, которые все ожидают увидеть», – считает эксперт.

Удобрения сдали назад

Впервые за последние 2 года объем железнодорожных перевозок химических и минеральных удобрений снизился, хотя пока и незначительно – на 0,5%. При этом, по данным Росстата, в январе – апреле 2016-го объем производства минеральных удобрений в России увеличился на 4,5% в годовом исчислении. Кроме того, в майском прогнозе Минэкономразвития указывалось, что индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «химическое производство» согласно базовому и целевому сценариям составит 103,3% к уровню 2015 года, согласно консервативному сценарию – 101,5%. Таким образом, предполагается дальнейший рост объема производства минеральных удобрений, так же как и рост российских экспортных поставок минеральных удобрений, обусловленный девальвацией рубля и сложившейся конъюнктурой цен на газ. Стоит учесть и тот факт, что внутренние поставки удобрений в мае 2016-го выглядели достаточно благополучными. Так, по оперативной информации органов управления АПК субъектов Российской Федерации, по состоянию на 23 мая 2016 года накопленные ресурсы минеральных удобрений (с учетом остатков 2015 г.) составили 1854 тыс. т , что на 270 тыс. т больше, чем годом ранее. В том числе с начала текущего года (на 15.05.2016 г.), по данным заводов, сельскохозяйственным товаропроизводителям было отгружено минеральных удобрений в объеме 1219 тыс. т, что на 24% больше, чем за аналогичный период 2015-го.

Напомним, что в марте 2016-го вслед за угольщиками и металлургами крупнейшие российские производители азотных и калийных удобрений – «Уралхим» и «Уралкалий» – попросили правительство отменить повышенный на 13,4% в конце 2014 года тариф на экспортные железнодорожные перевозки. По их словам, с 2014-го рыночная стоимость удобрений снизилась на 40–50%, а доля транспортных расходов в издержках существенно выросла. Однако пока решение о снижении тарифов для экспортеров удобрений принято не было.

Ранее представители «Уралкалия» также указывали, что ситуация, в частности, на рынке калия в начале года была непростая. «Покупатели частично отказывались от приобретения калия по причине больших складских запасов, а также экономического замедления на развивающихся рынках и девальвации местных валют. Снижение производства в I квартале 2016 года против января – марта 2015-го составило 100 тыс. т, в то же время произошло значительное увеличение остатков на складах, на 31 марта запасы товарного калия по группе выросли на 350 тыс. т по сравнению с началом года», – комментировал топ-менеджер компании, указывая, что дальнейший уровень производства будет зависеть от рыночной ситуации. По данным отраслевых аналитиков, продажи «Уралкалия» в I квартале 2016-го снизились на 11% к аналогичному периоду 2015 года – до порядка 2,25 млн т, и это худший результат для компании с I квартала 2013-го, когда на рынке была похожая ситуация с высокими запасами. Напомним также, что в прошлом году Китай и Индия накопили большие запасы хлоркалия, что позволило им отсрочить заключение новых контрактов и добиваться снижения цены. «На фоне снижения активности на экспортных рынках производители были больше заняты отгрузками российским потребителям, которые частично осуществляются автомобильным и речным транспортом, что и сказалось на объемах погрузки на железную дорогу», – считает старший вице-президент Raiffeisen Bank Константин Юминов.

Таким образом, мы видим, что на динамику погрузки в мае 2016 года существенное влияние оказывали как минимум два фактора – это рыночная конъюнктура и тарифная политика перевозчика, которая в целом демонстрировала пусть и не всегда оперативный, но достаточно гибкий и взвешенный подход. Судя по итогам грузовой работы, можно сказать, что такие цели ценовой политики, как привлечение грузов на сеть и стремление уйти от кросс-субсидирования перевозок низкодоходных грузов за счет транспортировки дорогих, реализуются вполне удовлетворительно.

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions