+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.07.2016 13:35:47
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в I полугодии 2016 года

Анализ итогов грузовых железнодорожных перевозок за I полугодие 2016-го позволяет выделить как минимум две заметные тенденции. Во-первых, это рост объемов внутрироссийских перевозок на фоне относительной стагнации экспорта и продолжающегося снижения импорта и транзита. Во-вторых, это изменения в структуре перевозок по тарифным классам: явный перевес низкодоходных грузов теперь сопровождается сокращением темпов падения в высокодоходном сегменте.
 

В пользу внутренних направлений

По данным ОАО «РЖД», объем внутренних грузоперевозок в I полугодии 2016-го составил 390 630 тыс. т, что на 2,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особенно ярко тенденция к росту проявилась в июне 2016-го, когда по внутренним направлениям доставили 66 682 тыс. т грузов, что на 3,4% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Напомним, что в I полугодии 2015-го картина была иной: внутрироссийские перевозки демонстрировали негативный тренд, сократившись на 2,8% (до 379 976 тыс. т), причем к концу 2015 года ситуация не изменилась: было перевезено 801 063 тыс. т товаров для внутреннего потребления, что на 2,3% ниже результата 2014-го.

Положительная динамика внутрироссийских перевозок в январе – июне 2016 года была достигнута за счет наращивания объемов транспортировки угля до 84 747 тыс. т (+1,6% в годовой динамике), руды – до 52 592 тыс. т (+1,2%), лесных грузов – до 8895 тыс. т (+4,1%) и хлебных грузов – до 5753 тыс.т (+4,8%). В лидеры по наращиванию внутренних отправок вышли минерально-строительные грузы (101 283 тыс. т, +10,5%) и удобрения (10 467 тыс. т, +9,1%). В первом случае в качестве драйверов роста выступили такие факторы, как оживление строительства в стране, включая ремонт путей, а также лицензирование импортного щебня, а во втором – изменение конъюнктуры рынка удобрений, которое привело к переориентации на внутрироссийские поставки. «На фоне снижения активности на экспортных рынках производители были больше заняты отгрузками российским потребителям, что и сказалось на объемах погрузки на железную дорогу», – прокомментировал ситуацию старший вице-президент Raiffeisen Bank Константин Юминов.

Что касается экспортных перевозок, то по итогам I полугодия 2016-го их объем остался на уровне аналогичного периода прошлого года (212 586 тыс. т). При этом объемы экспорта через порты выросли, а через сухопутные погранпереходы, наоборот, снизились. Положительная динамика отмечена в сегментах экспорта угля: через порты перевезли 60 302 тыс. т угольной продукции (+13,5% по сравнению с январем – июнем 2015 г.). Экспорт черных металлов через порты достиг 13 132 тыс. т (+5,2%), экспорт леса через порты и погранпереходы составил 14 454 тыс. т (+11,3%), удобрений вывезено 16 300 тыс. т (+1,4%), хлебных грузов – 4280 тыс. т (10%).

Импорт и транзит сохранили тенденцию к снижению, хотя и с меньшими темпами (в 2015 г. по сравнению с 2014 г. – 24,7 и 17,4% , а в 2016 г. – уже 10,2 и 16,2% соответственно). Негативная динамика в сегменте импорта сохранялась практически по всем видам грузов: так, строительно-минеральных ввезли 8607 тыс. т (-25,8%), нефтяных – 772 тыс. т (-13,2%), угля – 11 681 тыс. т (-5,4%). Падение в сегменте транзита за I полугодие 2016 года также отмечено по многим номенклатурам, за исключением черных металлов (692 тыс. т, +37,9%), удобрений – 124 тыс. т (+3,4%), хлебных грузов (311 тыс. т, +8,5%).

Оживление за счет контейнеров

Примечательно, что в течение I полугодия 2016 года положительная динамика была зарегистрирована не только по низкодоходным номенклатурам (в первую очередь угля и стройгрузов), но и по ряду высокодоходных, включая грузы в контейнерах. В целом темпы снижения перевозки грузов третьего тарифного класса составили всего 1,5% (год назад аналогичный показатель достигал 5,5%), в частности, за январь – июнь 2016-го объемы перевозок в контейнерах выросли на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Тот факт, что контейнерный рынок набирает обороты, подтвердили и эксперты. Более того, ведущий эксперт-аналитик ИПЕМ Сергей Оленин предположил, что данная тенденция поможет восстановить прежние темпы роста рынка контейнерных перевозок в стране. «Одновременно вырос и уровень контейнеризации грузов, который в последние несколько лет, за исключением 2015-го, демонстрировал положительную динамику, – отмечает он. – Причем наиболее диверсифицированной оказалась структура внутренних перевозок». В настоящее время основными грузами, перевозимыми по сети в контейнерах во всех видах сообщения, являются химикаты и сода (более 20%), метизы (около 13%) и целлюлозно-бумажная продукция (около 12%), что объясняется их высокой востребованностью основными отраслями промышленности РФ.

Эксперты также считают, что одним из драйверов улучшений стал эксперимент с отменой оформления заявок ГУ-12. Напомним, что с 1 мая по 31 июля текущего года в тестовом режиме действует новый порядок приема грузов в контейнерах к перевозке в прямом сообщении – без подачи заявки ГУ-12, ее согласования с перевозчиком, а также визирования железнодорожной накладной. В РЖД надеялись, что это позволит привлечь спотовых клиентов, заинтересованных в отправке контейнера в день обращения, включая выходные, и, похоже, не прогадали. Кроме того, в марте 2016 года правление ФАС также приняло решение установить для перевозимых по железной дороге грузов второго и третьего тарифных классов нижнюю границу тарифного коридора на уровне -25% без ограничения предельного расстояния. Сделано это в целях более активного применения гибких тарифных решений в рамках ценовых пределов, повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта и обеспечения прироста выручки перевозчика за счет возврата грузов на железную дорогу.

В сегменте высокодоходных не все так просто

Расклад сил в сегменте транспортировки высокодоходных грузов определяется поведением двух основных игроков – нефтепродуктов и черных металлов, чьи доли в структуре грузовой работы достаточно весомы. Перевозка нефтяных грузов по итогам I полугодия 2016-го сохранила нисходящий тренд: его темпы достигли 8,2% (всего перевезено 122 695 тыс. т) против аналогичного результата в 2,6% (133 708 тыс. т), зарегистрированного годом ранее. В сегменте транспортировки черных металлов ситуация более благоприятная: за I полугодие 2016-го перевезли 40 335 тыс. т этой продукции, что всего на 1,6% ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Снизились темпы сокращения перевозок (год назад они составляли 3,8%), на 5,2% выросли объемы экспорта через порты – до 13 132 тыс. т. Отраслевые эксперты объясняют улучшения в первую очередь ценовой конъюнктурой мирового рынка. По данным ТПП РФ, в I полугодии 2016 года рост стоимости металлопроката составил более 30%, а в некоторых случаях достиг и 100% – в рамках общемировой тенденции, которая наблюдается повсеместно – не только в Европе, но и в таких странах, как Индия, Китай, Бразилия и других, за исключением России.

Улучшение в сегменте железнодорожных перевозок черных металлов отчасти может объясняться и предоставлением тарифных преференций производителям экспортной продукции на I квартал 2016 года, а также его продлением, объявленным в конце апреля. При этом сохранился фактор, ограничивающий экспорт российской стальной продукции – усиление в 2016-м ограничительных мер нетарифного регулирования со стороны стран-импортеров, помимо уже введенных в 2015 году рядом европейских стран антидемпинговых таможенных пошлин. По словам представителя одного из крупных металлургических холдингов, именно эти меры и влияли на снижение темпов роста экспорта черных металлов из РФ в начале 2016 года.

Среднедоходные снижаются

По итогам I полугодия 2016 года темпы снижения объемов перевозок в сегменте среднедоходных грузов упали до 7,3% (год назад эта цифра равнялась 4%). Произошло это несмотря на рост объемов перевозки удобрений (27 091 тыс. т, +4,7%) и хлебных грузов (10 851 тыс. т, +10%). Напомним, что высокие темпы прироста погрузки удобрений в январе и феврале 2016-го сменились понижением на 0,5% в мае, а в марте крупнейшие российские производители азотных и калийных удобрений – «Уралхим» и «Уралкалий» – вслед за угольщиками и металлургами просили правительство отменить повышенный на 13,4% в конце 2014 года тариф на экспортные железнодорожные перевозки. По их словам, с 2014-го рыночная стоимость удобрений снизилась на 40–50%, а доля транспортных расходов в издержках существенно выросла. Однако решение о снижении тарифов для экспортеров удобрений так и не было принято.

Серьезное снижение в сегменте перевозки среднедоходных грузов не удалось компенсировать за счет роста погрузки ряда грузов, например лома черных металлов, который был зарегистрирован в конце полугодия. Тем не менее ситуация с погрузкой лома любопытна. Так, в нынешнем июне она выросла на 24,6% по сравнению с прошлогодним июнем и достигла 1700 тыс. т, при этом был перевыполнен план погрузки по данной номенклатуре (на 254 тыс. т, или +17,5%), Напомним, что вплоть до июня рост в этом сегменте регистрировался лишь в мае 2016 года, когда на сети было погружено 1500 тыс. т металлолома (+16,4% к маю 2015 г.). Ранее, в апреле 2016-го, погрузка лома составила 1400 тыс. т (-10,4%), а в марте – 1100 тыс. т, и снижение было еще более выраженным – до 16,9%.

Таким образом, мы видим, что на динамику грузовой работы в I полугодии 2016 года существенное влияние оказывали несколько факторов, прежде всего рыночная конъюнктура. Однако определенную роль сыграла и политика перевозчика, включая изменения в тарифообразовании, которые в целом демонстрировали пусть и не всегда оперативный, но достаточно гибкий и взвешенный подход. Очевидно, что в определенных сегментах перевозок предпринятые перевозчиком меры дали свои плоды, и это видно по увеличению объемов погрузки. Впрочем, это не отменяет необходимости дальнейшего совершенствования тарифной политики и поиска решений, выгодных как перевозчику, так и грузоотправителям.

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions