На сегодня существуют проблемы дисбаланса российской логистики. В частности, снижение логистических потоков на Северо-Запад на 61% за 10 месяцев 2022 года и на 87% в октябре и рост потоков на Дальний Восток на 19% за 10 месяцев и на 33% в октябре. Общий объем грузопотока из/в направлении Восточного полигона увеличился на 7,2% к прошлому году. При этом растет дисбаланс экспорта и импорта. Входящий поток из стран АТР превышает экспортный поток на 23%. Ни инфраструктура, ни пункты перегруза не были в полной мере готовы к такому увеличению объема. Рост брошенных поездов, загрузка терминалов на ДВ превысила 90%. За счет дисбаланса растет сток портов Дальнего Востока.
А. Голомолзин также отмечает необходимость взаимодействия бизнеса и власти. В частности, на Восточном полигоне следует создать Совет потребителей услуг инфраструктуры, чтобы вместе с РЖД и партнерами обсуждать вопросы, связанные с балансом грузов в направлении востока и обратно. «Если бы предложение о создании такой площадки, сделанное на Восточном экономическом форуме в сентябре, было поддержано, кризис, который сложился сейчас с вывозом контейнеров с импортом из портов Дальнего Востока, был бы менее острым», – рассуждает он.
Как он отмечает, для контроля поддержания и развития инфраструктуры в соответствии с Транспортной стратегией должно быть обеспечено формирование опорной железнодорожной инфраструктуры с нулевой протяженностью дорог с ограниченной пропускной способностью. «Пока нет свободного доступа, должен быть гарантирован недискриминационный доступ к ограниченной инфраструктуре, при этом ее узкие места должны планово расшиваться. Должно быть обеспечено комплексное развитие интегрированных логистических коридоров. Необходима расшивка узких мест на железных дорогах: строительство новых направлений; строительство дополнительных и модернизация существующих главных путей; электрификация участков; расширение железнодорожных станций; маршрутизация с повышением количества грузовых поездов, следующих по расписанию; автоматизация управления вагонопотоками», – говорит А. Голомолзин.
Также ОАО «РЖД» должно обеспечить совместно с заинтересованными ведомствами и организациями переход от развития транспортной инфраструктуры к комплексному развитию интегрированных логистических коридоров.
В числе его предложений по совершенствованию тарифной политики – совершенствование работ по тарифному коридору; переход на метод предельного ценообразования на основе параметров текущей инфляции с использованием фактора эффективности, основанного на учете параметров эффективности экономики страны и экономики регулируемой компании. Также предлагается заключение регуляторного контракта с участием заинтересованных органов власти и организаций, расширение сферы применения регулярного грузового сообщения, нормативное закрепление процедур выделения ниток графика, заключение договоров организаторов контейнерных поездов и РЖД на основе принципов «вези или плати» с симметричными взаимными обязательствами.
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.