По подсчетам аналитиков АО «Русская контейнерная компания», в настоящее время азиатские контейнерные грузы, следующие через Россию, в основном транспортируются по железной дороге. «Мы видим, что с 2013 года за время роста грузопотоков из Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона через Россию в Европу средняя территория, покрываемая в день поездами российских железных дорог, увеличилась с 350 км в день до 490 км в день. Срок доставки по маршруту Владивосток – Москва, одному из самых оживленных торговых маршрутов в АТР, сократился с 11 дней до 7 дней. Для нас есть все основания полагать, что к 2025 году железнодорожные контейнерные грузоперевозки через Россию на этом маршруте могут превысить 1,5 млн TEU», – отмечает генеральный директор АО «Русская контейнерная компания» Иван Гришагин. Сложившиеся на сегодняшний день преференции для железнодорожного транспорта являются достаточно устойчивыми и базируются на существенных факторах, пояснили в RMA Logistics. Во-первых, это государственная поддержка экспорта в рамках программы «Один пояс – один путь». Как известно, Китай заинтересован в расширении наземных грузовых перевозок для западных провинций, таких как Синьцзян-Уйгурский автономный район, Тибетский автономный район и Цинхай и северо-восточных провинции (Внутренняя Монголия, Хэйлунцзян). Начиная с 2015 года каждая провинция в Китае получает дотации от государства на развитие железнодорожные перевозок. Государство оплачивает часть перевозки от станции отправления до границы с Россией. Таким образом перевозчику компенсируют часть затрат на доставку товара по территории Китая до границы. «Для конечного клиента это сказывается на общей стоимости перевозки – она стоит дешевле. Причем за счет того, что мы работаем без посредников, нам более важен не столько фактор стоимости перевозки, который мы предложим клиенту, сколько долгосрочная основа сотрудничества с ним, – подчеркнул С. Куница. – Зачастую, например, вы обращаетесь в какую-то транспортную компанию, и там озвучивают немыслимую цену в зависимости от масштабов самого грузополучателя. У нас цена для всех одинаковая на все позиции, товары, продукты. Больше нам не надо, но и за меньшее мы не готовы работать. Такой подход себя оправдывает». Еще одним фактором стабильно работы является то, что фактические расчеты производятся в рублях и юанях. Таким образом, существенно нивелируются риски волатильности цен на перевозку, которые практически не зависят от колебаний национальных валют по отношению к доллару.
Дальнейшие перспективы развития рынка контейнерных перевозок по направлению Китай – Россия – Европа и обратно связаны с комплексным характером оказания услуг. Здесь подразумевается как помощь клиентам в таможенном оформлении, возможность вариативности перевозки с подключением автотранспорта и доставкой от двери до двери, поиском партнеров-производителей в Китае с дальнейшей транспортировкой товаров, контрактное производство, страхование, сертификация грузов, консультации специалистов по ВЭД. Кроме того, клиентам, конечно же, сегодня более интересно работать с перевозчиком, который может предложить возможность отслеживания груза в пути следования. «В ближайшее время мы планируем выпустить на рынок мобильное приложение для отслеживания грузов. Оно создано на основе действующего онлайн-сервиса нашей компании», – поделились планами в RMA Logistics. Одним из наиболее перспективных направлений работы здесь называют формирование смешанных контейнерных перевозок. Их востребованность на транспортном рынке связана с тем, что грузополучатели стали более рационально подходить к формированию сезонных партий товаров. Они стремятся избежать излишнего затаривания и пролонгации продаж на последующие периоды с соответствующим замораживанием оборотных средств.
Очевидно, что рост российской экономики будет происходить постепенно и в ближайшие несколько лет взрывного оживления экономики не ожидается. В общем и целом динамика торговли внутри страны будет достаточно умеренной и ориентированной на то, что заказчику перевозки более удобным будет заказать не весь контейнер целиком, а груз средним весом примерно 500 кг. Таким образом, компетенции компаний, готовых предоставить комплексный сервис по транспортировке сборных грузов из Китая в Россию и далее в Европу, будут все более востребованными на рынке транспортных услуг.
Железнодорожная доставка
Сборные грузы
Таможенное оформление