+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.05.2015 17:26:11
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Как обеспечить экологическую безопасность инфраструктурных проектов

Экологическая безопасность – главный приоритет при реализации крупных инфраструктурных проектов. Однако сколько средств и времени уделяют сегодня компании вопросам экологии? Достаточно ли этого, чтобы нивелировать тот вред, который наносит промышленность и человеческая деятельность в целом окружающей среде?
 

Спросы вокруг ситуации в торговом порте Посьет не утихают. Недавно руководство порта дало публичный ответ экологической общественности и экспертам Приморья. В компании считают, что изменение границ памятника природы в заливе Посьет будет благом для компании и края. Однако юристы и экологи настаивают на том, что ради собственной выгоды «Мечел» подменяет понятия.

Один из членов совета по экологии, заведующий коллегией адвокатов «Фокс» адвокатской палаты Приморского края Андрей Беловодский полагает, что «Мечел» и чиновники АПК, предлагая изменить границы памятника природы, либо не владеют ситуацией, либо сознательно ее искажают.

«Из-за временной выгоды уже страдают люди, которые вынуждены дышать угольной пылью, и может исчезнуть уникальный памятник природы. Он имеет такую же ценность, как и исторический. Памятник потому и назван памятником, так как он неповторим, уникален. Это единственная субтропическая мелководная бухта РФ. Это такой же памятник природы, как Эверест или Ниагарский водопад. Если будут углублять подходы к порту, то песчаная коса и бухта с лечебными грязями будут просто вымыты открытым морем», – сетует А. Беловодский.

В компании комментируют, что предусмотрели целый комплекс мероприятий, призванных минимизировать негативное воздействие от деятельности предприятия. В частности, выгрузка вагонов с углем внутри крытого здания вагоноопрокидывателя с системой аспирации – так практически полностью исключаются проблемы с пылением и шумом (чего не могли не заметить жители поселка Посьет); строительство очистных сооружений производственно-дождевого стока; строительство системы орошения открытых складских площадок; транспортировка угля с использованием крытых конвейерных линий; использование стационарных систем пылеподавления.

Пока же, по словам А. Беловодского, весь поселок до сих пор покрыт сажей. «Раньше в Посьете осуществлялась перевалка леса, экологически инертного продукта. Уголь – совершенно другое дело. Необходимо сделать так, чтобы от деятельности предприятия никто не страдал. Должен быть баланс между соблюдением экологических норм и получением выгоды», – настаивает А. Беловодский.

Ранее «Мечел» сообщал, что в этом году в порту будет введена система аспирации на новом специализированном перегрузочном комплексе (на угольном складе, пересыпных станциях и в здании вагоноопрокидывателя).

Однако подобная ситуация складывается не только в Приморье. Уже не раз заявлялось, что масштабная стройка в Крыму начнется только после проведения экологической экспертизы. Также экологический мониторинг проводится в Якутии. Он охватывает 43% территории. За 2014 год в Республике Саха появилось несколько новых направлений работы экологов. Прежде всего это радиологический мониторинг месторождений, содержащих изотопные элементы, которые уже допущены к разработке, обязательное сопровождение всех инфраструктурных проектов и обязательный экологический контроль за районами падения отделяемых частей ракетоносителей.

По мнению старшего аналитика Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилла Никоды, любой инфраструктурный проект требует заключения и оценки воздействия на окружающую среду (так называемый ОВОС), а также проведения мероприятий, связанных с компенсацией причиняемого при строительстве вреда природе.

«Цена самого ОВОС при такого рода проектах составляет около 0,1–0,5%. Дополнительно необходимо учитывать также определенные средства на компенсацию экологического ущерба, размер которых зависит от масштаба проекта, площади и особенностей территорий (например, охранная зона или нет, море или суша и т. д.), вовлеченных в проект», – поясняет К. Никода.

По его мнению, при строительстве крупных инфраструктурных и производственных объектов крайне важно соблюдение всех экологических норм и стандартов.

«Их игнорирование может привести к необратимым последствиям», – подчеркивает он.

Об экологической безопасности на Балтике говорится уже очень давно. С 1 января 2015 года Международная морская организация (ИМО) ужесточила требования к содержанию серы в топливе морских судов в акватории Балтийского и Северного морей – теперь оно не должно превышать 0,1%. К указанной кампании присоединились все страны районов SECA (Sulphur Emission Control Area), к которым в настоящее время относятся Балтийское и Северное моря, Североамериканский район и район Карибского моря США.

Однако улучшение экологической ситуации проводится не только на законодательном, но и на общественном уровне.

«По решению трех стран – России, Финляндии и Эстонии – 2014 год был объявлен годом Финского залива. В этих странах прошло более 200 мероприятий. Но главное – это совместные исследования ученых, которые проводили мониторинг состояния Финского залива и его биоразнообразия, изучали морской трафик и занимались пространственным планированием. Полученные данные сейчас анализируются, но уже видна тенденция снижения содержания фосфора в заливе. По итогам исследований будет принята дорожная карта, где будет прописан комплекс мер, которые необходимо предпринять по всем направлениям, чтобы улучшить состояние общего для трех стран водоема», – комментирует координатор проекта «Год Финского залива – 2014» Людмила Весикко, представляющая Институт окружающей среды Министерства окружающей среды Финляндии.

По словам К. Никоды, экологическая политика развитых стран постоянно ужесточается. «Есть конкретные программы по снижению потребления топлива наземными транспортными средствами и снижением выбросов CO2 в атмосферу в США и Европе. Аналогичные меры активно разрабатывает Китай», – добавляет он.

Включилось в данную тенденцию и правительство РФ. Предполагается, что в результате действия закона о внедрении наилучших доступных технологий к концу 2017 года уровень негативного воздействия на окружающую среду снизится до 15%. Эта правовая норма была принята в прошлом году и предусматривает поэтапное повышение платы за негативное воздействие на окружающую среду, введение системы комплексных экологических разрешений, а также института государственной экологической экспертизы в отношении крупных инфраструктурных проектов.

По данным Министерства природных ресурсов и экологии, в настоящее время уровень загрязнения воздуха в 123 городах Российской Федерации, где проживает 52% городского населения, характеризуется как высокий и очень высокий.

Огромная территория страны еще не дает нам право бездумно подходить к ее использованию. Тем более что сейчас есть возможность минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, используя современные технологии и оборудование, а также проводя ряд мероприятий по охране окружающей среды.

Татьяна Симонова

Напомним, что эти и другие темы будут обсуждать на II Международном форуме «Зеленая логистика: Идеи. Практика. Перспективы», который будет проходить 11 сентября в Санкт-Петербурге.

С предварительной программой мероприятия Вы можете ознакомиться здесь.

По вопросам участия в Форуме, пожалуйста, обращайтесь:

Тел.: (812) 418-34-99, (812) 418-34-90

E-mail: rasp@rzd-partner.rureklama@rzd-partner.ru

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions