+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.04.2019 12:02:45
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

ИПЕМ: рекорды в вагоностроении скрывают системную проблему отрасли

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) считает отсутствие долгосрочного планирования спроса на вагоностроительную продукцию риском для устойчивого развития отрасли. Из-за неравномерной загрузки предприятий рекордные объемы производства уже через 2–3 года могут смениться нехваткой заказов и профицитом мощностей.
Об этой проблеме рассказал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук на пленарной сессии «Большого транспортного семинара», организованного журналом РЖД-Партнер 29 марта. В обсуждении приняли участие представители производителей подвижного состава, операторов, грузоотправителей, ремонтных предприятий и эксперты.

По данным ИПЕМ, за прошлый год машиностроительные предприятия выпустили 69 тыс. вагонов (+21% к уровню 2017 г.), что приближается к поставленному отраслью в 2012 году рекорду (71 тыс. ед.). Однако, по мнению института, рост производства не станет долгосрочным трендом, так как потребность в обновлении самого массового типа подвижного состава – полувагона – близка к насыщению. Так, в 2018 году доля полувагонов в общем объеме производства снизилась на 3,1 п. п., до 61%, а средний возраст техники в сегменте впервые с 2006 года увеличился (с 8,1 до 8,3 лет). ИПЕМ ожидает, что в 2019 году будет произведено 35–40 тыс. полувагонов, что составит четверть всей потребности до 2025 года, а новый пик списания произойдет только после 2029-го. Также массовые поставки на сеть новых полувагонов в объемах, превышающих списание и потребность для выполнения перевозок, могут способствовать снижению ставки предоставления, что дополнительно ограничит возможности операторов приобретать новый подвижной состав.

Уже в 2021–2022 гг. ИПЕМ ожидает серьезный профицит производственных мощностей в этом сегменте. Поставки специализированного подвижного состава будут более равномерными, в связи с чем производителям целесообразно, ориентируясь на долгосрочный спрос, корректировать производственные планы и обновлять модельный ряд.

Сложившаяся цикличность связана в том числе с отсутствием долгосрочного прогнозирования и регулирования в отрасли и взаимодействии вагоностроителей с заказчиками, а также длительным сроком службы подвижного состава. При этом последнее не всегда является критически важным для операторов: согласно опросам ИПЕМ, для эксплуатантов инновационных полувагонов ключевыми их преимуществами являются увеличенные межремонтные пробеги и низкий риск отцепок в ТОР, характерные для более молодого подвижного состава.

«Может быть, нужно делать другие вагоны – со сроком службы не 32 года, а 16 лет, более дешевые в покупке и обслуживании? Основная цель в этом случае – сокращение текущих затрат за счет более оперативного обновления парка, новыми вагонами, которые работают с меньшими издержками. Необходимо оценивать затраты на жизненном цикле с учетом ставки дисконтирования, – резюмировал В. Савчук. – Выпуская вагоны с большим сроком службы, производители сами сокращают свой рынок на будущие периоды и оставляют потребителю меньше возможностей обновлять парк более совершенной техникой».

Также эксперт ИПЕМ напомнил об опыте локомотивостроительных предприятий, которые распределяют контракты на поставку во времени, исходя из целей устойчивой загруженности производственных мощностей.

Презентация «Тренды и перспективы рынков производства грузовых вагонов» доступна по ссылке.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions