Часть грузоотправителей оставили свою оценку по данному критерию на уровне I квартала, так как перевозчик тарифную политику в целом не менял, хотя и принял определенные меры по снижению тарифов на ряд грузов в разгар пандемии. В то же время многие респонденты сочли необходимым понизить оценочные баллы и дать довольно эмоциональные комментарии, которые, по их признанию, обусловлены недостаточно гибкой ценовой политикой перевозчика в форс-мажорной ситуации. «Обстановка сложилась нетипичная, – отметил грузоотправитель. – Потому-то и должны быть приняты нетривиальные меры». Говоря о нетипичной ситуации, грузовладельцы имели в виду не только ограничительные меры по борьбе с коронавирусом, но и их сочетание с тем экономическим фоном, на котором они применялись, связанным со снижением спроса на товарных и сырьевых рынках. «Стало тяжелее: цены на металл сейчас падают, используя текущий тариф, продавать больше не получается, грузим меньше», – пояснил представитель металлургического предприятия. Другой респондент сообщил: «Насколько я знаю, все, кто мог, обращались в правительство о выделении поддерживающих скидок на тариф РЖД в серьезном размере – от 20 до 50%. Мы и вовсе просили 70%».
Гибкий подход к ценовой политике в период пандемии приобрел особое значение, поэтому упреки в адрес монополии в недопонимании тут вполне объяснимы. «В условиях карантина все наши партнеры охотно шли на переговоры, а у РЖД так не получилось», – посетовал один из грузоотправителей. Его коллега из другой отрасли выразился категоричнее: «Если нельзя снизить тариф, потому что железнодорожная монополия должна существовать, то надо принимать какие-то другие меры на государственном уровне. Если же и их невозможно найти, то железные дороги могут стать уже не локомотивом, а тормозом для экономики».
Многие грузоотправители либо спокойно отнеслись к положению вещей, пояснив, что скидок и не ждали, либо посетовали на то, что в данный список не попали. «Нам такие скидки не дали, а вместо этого рекомендовали идти обычным путем – подать обращение на предоставление скидки в рамках тарифного коридора», – сообщил производитель. Кстати, грузоотправители в массе своей без энтузиазма отнеслись к этой идее, считая, что процесс согласования «коридорных» скидок излишне забюрократизирован и затянут по времени. «Мы делали запросы в прошлом году по двум из наших горнопромышленных предприятий. Выяснилось, что необходимо произвести сложные расчеты, сделать анализ, доказать, что какие-то объемы грузов ушли на автомобильный транспорт, перевозка автомобилями дешевле, чем по железной дороге. Необходимы дополнительные соглашения, где прописаны ставки, – поделился респондент. – Нужно предоставить столько доказательств и собрать такой объем документов, а результат неочевиден, добиться этого тарифного коридора очень сложно».
Многие грузоотправители предположили, что вопрос стоит рассматривать шире, не ограничиваясь конкретной ситуацией, менять сложившийся подход перевозчика к тарифообразованию в целом. «По идее оперативная реакция на ситуацию и динамические тарифы нужны не столько нам, сколько самим РЖД, – рассуждал респондент. – Отсутствие же гибкости приводит к тому, что грузовладельцы и поставщики логистических услуг делают выбор в пользу другого вида транспорта, исключая из цепочки железнодорожный».
По мнению некоторых респондентов, все идет к тому, что в сегменте грузов третьего тарифного класса и готовых товаров народного потребления, способных уйти на шоссе, структура перевозок продолжит меняться в сторону автомобильного транспорта. «Уже сейчас я вижу, что такие грузоотправители ищут оптимизацию маршрутов, хотят экономить, рассчитывают на скидки. Напомню, что на конец года в нашем сегменте падает пик перевозок к новогодним праздникам и сезону скидок, и производители к этому готовятся заранее», – отметил респондент.
«Индекс качества» – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.
Краткую версию исследования «Индекс качества» можно скачать здесь.
Полная версия исследования доступна для подписчиков журнала РЖД-Партнер. На полную версию Индекса качества также можно оформить подписку в онлайн-магазине или связаться с отделом подписки по тел. +7 (812) 418-34-99 или по электронной почте rasp@rzd-partner.ru
Автор: Марина Ермоленко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.