+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.06.2015 16:47:22
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Грузооборот нефти продолжает снижаться

По итогам 5 месяцев 2015 года в ОАО «РЖД» зафиксировали очередное снижение объемов перевозки нефти и нефтепродуктов - на 0,7%.  Внутри РЖД это объясняют, прежде всего, неблагоприятной экономической конъюнктурой и сезонными факторами. В частности, открытие навигации ощутимо снижает конкурентоспособность железной дороги. 

«По нашим оценкам, в начале 2015 года основным трендом на рынке железнодорожных перевозок нефтяных грузов стало снижение объемов транспортировки сырой нефти, светлых и темных нефтепродуктов. Рост продемонстрировали только перевозки газового конденсата – за счет увеличения его добычи на предприятиях РФ», - говорит начальник департамента по работе с нефтяными компаниями ПГК Сергей Назаров.

Изменения структуры перевозок нефтеналивных грузов в 2015 обусловлены совокупностью нескольких факторов, в частности, высокой неопределенностью цен, девальвацией рубля и проведением налогового маневра в нефтяной отрасли, которые привели к снижению объемов переработки НПЗ изменению направлений перевозок.

«Снижение экспортных пошлин и акцизов на нефтеперевозки, а также повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых в течение 2015-2017 гг., способствовали снижению переработки нефти, а также созданию благоприятных условий для экспорта сырой нефти. С начала текущего года отмечается значительное сокращение экспортных отправок сырой нефти в Республику Беларусь, а также перевозок импорта светлых нефтепродуктов из этого государства в Россию. Тенденция обусловлена снижением объемов переработки в Республике вследствие сокращения доли белорусских нефтепродуктов на российском рынке», - заявил С. Назаров.

Еще одним фактором, повлиявшим на рынок в этом году, стало значительное сокращение транзитных перевозки нефти по железной дороге из Казахстана по территории РФ – падение в этом сегменте составило 90% по отношению к аналогичным показателям прошлого года. Тенденция обусловлена увеличением прокачки через нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума, соединяющий месторождения Западного Казахстана с российским побережьем. Помимо перевозок нефти сократились транзитные перевозки мазута из Республики Казахстан.

Кроме того, под влиянием кризисных явлений в экономике продолжил снижение грузооборот автомобильного и объемы пассажирского воздушного транспорта, за счет чего сократились железнодорожные перевозки светлых нефтепродуктов – бензина и дизельного топлива.

Отметим, что в 2015 году изменение географии поставок года и улучшение эксплуатационной ситуации на сети РЖД привели к повышению показателей оборачиваемости цистерн.

«В течение года тенденция к снижению перевозок нефти и нефтепродуктов сохранится.

Помимо этого, кризис в экономике и промышленности будет способствовать замедлению темпов модернизации НПЗ, что повлечет снижение объемов производства и транспортировки нефтепродуктов», - считает С. Назаров.

Напомним, за последнее время было предложено сразу два финансовых инструмента, которые фактически увеличили нагрузку на нефтяную отрасль. Так, еще в 2013 году был анонсирован так называемый налоговый маневр, вводимый с целью заставить компании отказаться от экспорта темных нефтепродуктов и нарастить глубину их переработки внутри страны. Для этого с 1 января 2015 г. по 2017-й поэтапно сокращаются экспортные пошлины на нефть (в конечном итоге в 1,7 раза) и нефтепродукты (в 1,7–5 раз в зависимости от вида). При этом параллельно растет нефтяной налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на добычу газового конденсата (в 1,7 и 6,5 раза соответственно).

В результате новых правил отечественные нефтеперерабатывающие заводы активно проводят работы по модернизации, направленные на увеличение глубины переработки. Однако, по данным ОАО «ИЭРТ», какого-либо отражения на перевозках нефтегрузов по сети РЖД эти действия пока не нашли. «За январь–апрель 2015 г. объемы железнодорожных перевозок нефтепродуктов составили 91,4 млн т, что на 2,4% отстает от аналогичного периода предыдущего года. Снижение было частично компенсировано ростом перевозок энергетических газов на 11%, доля которых в общем объеме перевозок составляет 17%», – говорит заместитель заведующего отделением развития транспортного рынка ОАО «ИЭРТ» Павел Шестаков.
Мария Шевченко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions