+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.09.2025 17:35:52
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Эксперты: перераспределение логистических затрат в пользу угольщиков может ударить по другим отраслям

Эксперты: перераспределение логистических затрат в пользу угольщиков может ударить по другим отраслям
Предложение отдельных участников рынка о введении дополнительных логистических преференций для угольной отрасли вызвало отклик в профессиональном сообществе. Свою позицию по этому вопросу представил Институт экономики и развития транспорта, сообщает телеграм-канал РЖД.

В материале, на который ссылается канал, подчеркивается, что угольная отрасль уже получает масштабную поддержку со стороны государства. В числе действующих мер названы снижение налоговой нагрузки, выделение адресных субсидий, компенсация 12,8% от железнодорожного тарифа на экспорт угля в западном и южном направлениях, а также приоритет в направлении Востока по соглашению с Кузбассом. Дополнительно применяется реструктуризация задолженности и реализуются другие инструменты финансового оздоровления.

В системе тарифообразования РЖД уголь относится к первому тарифному классу, по которому применяются понижающие коэффициенты от 0,55 до 0,75 в зависимости от расстояния перевозки. На восточном направлении скидки достигают 45% от базовой ставки.

Тем не менее экономические показатели железнодорожного перевозчика свидетельствуют о значительных убытках от транспортировки угля. Так, по итогам 2024 года финансовый результат РЖД по перевозке угля составил минус 127,3 млрд руб., а за первые 4 месяца 2025 года – минус 41 млрд руб. Основной объем убытков формируется на Востоке: в 2014–2024 годах совокупный отрицательный результат здесь достиг 435,8 млрд руб., при этом данные не включают потери от порожнего пробега.

Эксперты подчеркивают, что убытки по углю частично перекрываются за счет грузов с высокой добавленной стоимостью, на которые ложится дополнительная нагрузка. В условиях волатильности мировых цен, нестабильных курсов валют, роста стоимости аренды вагонов, фрахта и перевалки любые тарифные преференции теряют эффективность.

При этом дальнейшее снижение тарифов на угольные перевозки может негативно повлиять на всю экономику железнодорожного транспорта. Последствия коснутся не только РЖД, но и других грузоотправителей, работающих в различных отраслях.

Аналитики напоминают: несмотря на то, что тарифы регулируются государством, РЖД приобретают товары и услуги по рыночным ценам. Для сохранения устойчивости компании важно обеспечить «справедливый уровень индексации тарифов».

Вывод, сделанный экспертами, сводится к тому, что стабилизация угольной отрасли в большей степени зависит не от новых преференций, а от повышения внутренней эффективности. Ключевыми направлениями названы рост добавленной стоимости, освоение новых рынков и использование накопленной прибыли прошлых лет как антикризисного ресурса.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions