+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.12.2021 09:00:00
Куда поехать
РЖД-Партнер

Наследие комсомольской стройки напротив дивных гор

Об административном центре Красноярского края слышали, пожалуй, все. Красноярск – это не только быстроразвивающийся город-миллионник, но и одна из самых экологически неблагоприятных точек на карте России. В то же время Дивногорск, расположенный буквально в 40 км от большого собрата, известен далеко не каждому жителю страны, особенно с периферии. Однако в маленьком городке, который утопает в зелени, и воздух чище, и природа краше, и достопримечательностей хватает. Поехать туда однозначно стоит!
Особенности городского рельефа

«Неотглаженный и горластый, работящий и гулевой, между сопок и скал клыкастых дерзко втиснулся город мой! Просмоленный, таежный, бревенчатый, молодежный, многоступенчатый», – так в свое время охарактеризовал Дивногорск один из его строителей, почетный гражданин этого города, член Союза писателей России Владлен Белкин, чье имя теперь носит центральная городская библиотека.

Лучшей характеристики для населенного пункта и не придумаешь. Деревянные домики по сей день стоят на нескольких дивногорских улицах, которые буквально испещрены лестницами. И хотя программа по сносу ветхого жилья не обошла город стороной, туристы еще долгое время смогут лицезреть бревенчатые жилые постройки, с которых начиналась история Дивногорска. А на въезде в него по сей день стоит заложенное в конце XIX века здание Знаменского скита, пускай уже и без куполов. Этот православный мужской монастырь находился на месте будущего города вплоть до 1920 года. В дальнейшем постройку использовали в различных целях, в том числе под нужды лесничества и под мастерские местных художников.

Следует отметить, что пешему туристу, наведавшемуся в Дивногорск, придется миновать далеко не одну ступеньку, особенно по пути от набережной до слаломной горы, куда любители горнолыжного спорта и сноуборда приезжают покататься даже из Красноярска. А уж вид с вершины – просто загляденье: все дома и дороги, широкая река и дивные горы оказываются как на ладони.

Основные массы туристов собираются именно на набережной. Ее кардинально реконструировали и благоустроили в 2019 году. Проект даже победил в престижном конкурсе AD Design Award 2020 – в номинации «Городская среда». С тех пор на дивногорской набережной стало возможно не только прогуляться, но и покататься с горок, посидеть за уличными барными стойками, наведаться в уютное кафе. А пушкинские фонарики создают неповторимую атмосферу в ночное время.

Побывать в Дивногорске, не сфотографировавшись на фоне живописных скал Восточного Саяна и глубоких вод могучего Енисея, считается почти преступлением. Не покормить местных уточек – и подавно. Пернатые, кстати, уже не первый год сотнями кучкуются не только на берегу реки, но и возле ближайших домов и тротуаров, перестав бояться людей.

КГЭС и единственный в России судоподъемник

Вблизи набережной, на Пионерской площади, находится знаменитый памятник в виде бетонной палатки. Бетонная – потому что этот стройматериал был уложен в основание плотины Красноярской ГЭС, расположенной в 6 км оттуда. Палатка – потому что первым гидростроителям приходилось ютиться в кемпингах.

Туристы до сих пор имеют возможность проникнуться атмосферой, царившей на ударной комсомольской стройке. Для сохранения славной истории в Дивногорске установлено несколько памятников. В частности, начальнику КрасноярскГЭСстроя Андрею Бочкину (возле необычного здания Дома детского творчества), а также самосвалу МАЗ-525, с помощью которого перекрывали русло Енисея.

Сама река привлекательна еще и тем, что не замерзает даже зимой, несмотря на сибирские морозы. Причиной парящего Енисея является как раз КГЭС – одна из самых мощных гидроэлектростанций в мире. Неспроста же она оказалась изображенной на десятирублевой банкноте.

Когда-то по Енисею из Красноярска в Дивногорск и обратно ходили «Ракеты», что придавало здешним местам особую изюминку. Теперь же экскурсионный транспорт на этом участке реки стал редкостью. Кстати, весной и летом 2021 года прокатиться по реке на теплоходе «ТоварищЪ» можно было от 2700 рублей (детский билет – от 2200).

А еще на Красноярской ГЭС, у левого берега Енисея, построен уникальный судоподъемник, официально открытый в 1982 году. Это единственное во всей России судоходное гидротехническое сооружение, состоящее из аванпорта, нижнего подходного канала, непосредственно подъемного устройства и поворотного круга. Платформа перемещается по рельсовому пути за счет электротяги. Судоподъемник позволяет речному транспорту преодолевать существенную разницу в уровнях воды выше и ниже плотины КГЭС. На других гидроэлектростанциях страны для пропуска судов используют шлюзование.

Как добраться

Наиболее доступный вид транспорта – городская электричка. Проезд из Красноярска в Дивногорск обойдется всего в 22 рубля. Расстояние между городами будет преодолено примерно за час. При этом железная дорога проходит по правому берегу Енисея, и виды из окон обязательно покорят пассажиров, путешествующих по маршруту впервые. Главное – ехать в светлое время суток.

Добраться до Дивногорска можно и на маршрутных автобусах от Предмостной площади Красноярска. Правда, билет стоит почти в пять раз дороже. И сама трасса настолько извилистая, что нередко таит в себе опасность. Но тем, кто никогда по ней не ездил, опять же будет интересно собственными глазами увидеть дорожный серпантин, состоящий из огромного количества поворотов, спусков и подъемов, включая так называемый «тещин язык».

Что касается туристов из других регионов России, то им изначально придется добраться до красноярского аэропорта или железнодорожного вокзала. В первом случае прибывшим пассажирам (воздушная гавань находится в Емельяновском районе края) лучше заказывать такси до города, т.к. автобусы ходят не слишком часто, и путь до той же Предмостной площади займет часа два, если не больше. А вот тем, кто прибыл на поезде, куда сподручнее пересесть на электричку до Дивногорска.

В самом городке, в случае отсутствия личного автотранспорта, можно воспользоваться местными маршрутками, которые примерно за 20 минут довезут пассажиров от набережной до верхней застройки или обратно. Причем – тоже по петляющим и весьма крутым дорогам. Стоимость проезда по городу аналогична цене билета на электричку, которая соединяет Дивногорск с региональным центром

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions