• Ставка на полувагон
    2300
    10 %
    руб./сут.
    Февраль 2023
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 76.84 -0.4 EUR ЦБ РФ 82.54 0.17
    BTC 28259.79 usd BTC 2174590.84 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.11.2022 09:49:58
Куда поехать
РЖД-Партнер

На оленях утром ранним

В Ханты-Мансийском автономном округе – в самом разгаре курортный сезон. Не удивляйтесь: в ХМАО наплыв туристов наблюдается именно зимой – с октября по март. Здесь хорошая лыжная инфраструктура, а биатлонные маршруты давно признаны лучшими в мире. Но самым лакомым блюдом для отдыхающих в последние годы стало посещение территорий, где оленеводы, ханты, поддерживают практически первобытный уклад. В их угодья вход открыт для всех желающих – достаточно лишь заранее попросить о приглашении, чтобы хозяева подготовились. Здесь можно пожить в чуме и, конечно же, вдоволь покататься на нартах, в которые запряжены северные олени.
На оленях утром ранним
В отличие от знаменитой песни, где Север напрасно называют Крайним, ХМАО – это не Крайний Север. В районе 60-й параллели нет вечной мерзлоты и тундры. Здесь тайга с достаточным количеством полян и лугов, которые зимой превращаются в идеальное место для снежных гонок на рогатых красавцах. И климат значительно мягче, чем на Крайнем Севере. Дневная температура редко опускается до -30, а, как правило, держится в диапазоне комфортного морозца – от 12 до 20 градусов.

Северные олени из этой полосы по размеру мельче, чем их родичи с сурового Таймыра или Ямала. Югорские олешки габаритами, скорее, напоминают крупную собаку или пони. Ханты их приручают практически с самого рождения, поэтому животные очень ласковые и тянутся к человеку. Но играть с ними нужно все-таки с опаской: не по злому умыслу, а по неосторожности олешки могут поранить своими огромными рогами, которые иногда практически такие же по габаритам, как все тело оленя.

Попасть в угодья оленеводов не сложно и не очень дорого. Проще всего добраться до них через Когалым. Именно в этом районе традиционное оленеводство наиболее развито. Достаточно позвонить в одну из туристических фирм города, которых в достатке, и вас уже будут ждать ханты и их олени. Визит продолжительностью 1 день стоит 3,5 тыс. руб. Но можно остаться в чуме и на несколько дней с ночевками. Авиабилет до Когалыма стоит у всех перевозчиков примерно одинаково: около 8 тыс. руб. Но можно доехать из Ханты-Мансийска или Сургута на автобусе.

Родовые угодья оленеводов разбросаны вокруг Когалыма практически по окружности радиусом 90 км. Большую часть пути можно проделать по хорошей дороге на комфортабельном автобусе. Ну а последние версты, где дорог уже нет и началась абсолютно дикая природа, обычно преодолевают на вездеходах. Впрочем, для желающих проделать этот путь самостоятельно всегда найдутся традиционные югорские лыжи и проводники.

Ханты первым делом приглашают гостей в теплый чум и угощают. Угощений много, попробовать все и сразу – непростая задача. Поэтому туристы замаривают червячка порциями. Перекусили – идут знакомиться с оленями, а затем снова возвращаются в чум. После нового деликатеса – опять к оленям, кататься. Для этого сначала нужно накинуть на свою одежду традиционную шубу югорского народа и укутаться в нее. Олени бегут быстро, и, чтобы не замерзнуть на таком ветерке, нужно утеплиться.

А потом – снова отогреваться в чум. Желающие могут попробовать заарканить оленя. Ханты покажут, как это сделать. Понятно, что объективной необходимости арканить ручных животных нет, но они охотно играют с людьми в эту игру и разбегаются, чтобы не попасться.

Среди народных деликатесов в чуме – суп из глухаря, суп из оленины, строганина, оладушки из оленины, множество всяких салатов из трав, ягод и мяса, творожники с морошкой и другой лесной ягодой. И обязательно попробуйте хлеб, который ханты пекут тоже сами, когда готовятся к визиту туристов. Особенность такого хлеба в том, что он печется не в теплом чуме, а в расположенной на морозе печи. Это придает неповторимый вкус.

Многих удивит, что среди этого первобытного уклада работает Wi-Fi. Но таково требование к хозяевам: как бы гость ни стремился попасть в первобытную среду, при необходимости он может воспользоваться связью. А если гостю по какой-то причине потребуется срочно покинуть стойбище, есть дежурный вертолет. Это меры безопасности, которые неукоснительно соблюдаются проводниками экстремальных туристов в загадочный первобытно-общинный мир.

Обычно туристов собирают в группы по 10–12 человек. Это позволяет без тесноты разместиться в чуме и по очереди пробовать какую-то новую северную забаву, среди которых не только развлечения с оленями, но и участие в национальных языческих обрядах. Например, с помощью тлеющих в специальном сосуде трав можно отгонять беды или болезни.

Материал подготовлен в рамках входящего в план председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 гг. трека "Социокультурные инициативы и лучшие некоммерческие проекты в сфере творческого предпринимательства" на Форуме инициатив регионов 60-ой параллели #МыВместе

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Итоги X Конкурса студенческих работ на тематику журнала
    На портале РЖД-Партнер.ру опубликованы работы победителей X Конкурса студенческих работ на тематику журнала. Напомним, что соревнование молодых специалистов состоялось в прошлом году, и его итоги по традиции были оглашены в Москве на пленарной сессии XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Материалы доступны по ссылке.
  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions