+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.05.2023 13:54:38
Куда поехать
РЖД-Партнер

Экотуризм: как привлечь путешественников и не навредить экосистемам

Нынешней весной принят закон, который заложил правовые основы организации туристической деятельности на охраняемых природных территориях. Документ вступает в силу 1 сентября 2023 года, и сегодня требуется нормативно отработать проблемные аспекты, сдерживающие популярность данного вида туризма.
Тропой закона

По словам зампреда комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Елены Зленко, на государственном уровне принято решение развивать экологический туризм, в том числе на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) всех уровней, исключая при этом риски для уникальных и ранимых экосистем.
«Правовые основы экологического туризма определены применительно к ООПТ, но фактически экологический туризм может и должен осуществляться на землях иных видов и категорий, там, где имеются природные комплексы и объекты и имеется возможность их посещения при соблюдении режима их использования и охраны. Это потребует отдельного правового регулирования», – сказала сенатор.

В настоящий момент разрабатывается законопроект, которым предлагается внести изменение в ст.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», дополнив ее понятием экологический туризм.

«Под этим определением понимается туризм, предусматривающий посещение природных комплексов и объектов в целях ознакомления, наблюдения и приобщения к природе, с соблюдением правового режима охраны природных комплексов и объектов требований в области охраны окружающей среды. Законопроектом предлагается наделить правительство РФ полномочием устанавливать требования к организации и осуществлению указанного вида туризма», – проинформировала Е. Зленко.

Определенную работу необходимо провести организациям, под защитой которых находятся природные территории. Ключевой здесь вопрос – какое максимальное число посетителей может принять та или иная особая охраняемая зона, насколько подготовлены, оборудованы места для посещений туристов, отмечает директор департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ Минприроды РФ Ирина Маканова.

Для обеспечения контроля причастным структурам рекомендовано сформировать реестр экологических троп и маршрутов, добавила она.

Кроме того, дискуссионным стал вопрос, какие требования должны предъявляться к аттестации гидов и экскурсоводов на ООПТ. «Мы согласились, что не будем устанавливать дополнительных требований против тех, которые в свое время установил Ростуризм соответствующим подзаконным актом, но вместе с тем оставляем за собой право на уровне заключенных соглашений с победителями торгов на право осуществления экскурсионной деятельности в границах ООПТ устанавливать для себя обязанность провести соответствующее обучение для приходящих к нам гидов, экскурсоводов», – рассказала И. Маканова.

По ее словам, на охраняемых территориях федерального значения приходилось сталкиваться с фактами, когда гиды были не подготовлены к проведению туристических маршрутов.

Экомаршруты без барьеров

Замдиректора департамента реализации проектов в сфере туристской деятельности Минэкономразвития России Валентина Перепелицына отмечает большой потенциал у экотуризма с точки зрения генерирования турпотока, а также привлечения инвестиций в сферу гостеприимства.

В то же время представители регионов говорят о необходимости исключить возможные риски правового, административного, финансового характера, а также барьеры, препятствующие эффективной реализации новых законодательных инициатив.

Как отметил руководитель агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский, ответственный бизнес готов заниматься экотуризмом, но не может вложить средства в территорию, в том числе которая относится к землям сельхозназначения, землям Лесного фонда и т.п.

Из-за правовых лакун, уточнил чиновник, в районе Владивостока застопорился совместный проект с Ботаническим садом-институтом Дальневосточного отделения Российской академии наук. «Хотели через них проложить экотропу, которая продолжалась бы дальше на землях Лесфонда и городского леса. Точка входа, которая пользуется популярностью – именно Ботанический сад, но он ждет финансирования от Минобрнауки, чтобы начать наше взаимодействие, потому что наши бюджеты направить туда очень сложно», – пояснил А. Крепский.

О юридических пробелах и противоречиях свидетельствует министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Роман Коврыга. Это не позволяет в полной мере использовать ООПТ краевого значения для развития внутреннего туризма, в частности, в вопросе того, какие объекты создавать на их территории. В ходе обсуждения проблематики с представителями Генпрокуратуры было отмечено, что без четкого регулирования, норм остаются возможности двойного толкования закона об особых охраняемых природных зонах, подчеркнул министр. Поэтому нормотворческая работа должна быть продолжена.

Стоит сказать, тема экотуризма будет рассмотрена на отдельной площадке в рамках Х Невского международного экологического конгресса, который пройдет в конце мая в Санкт-Петербурге.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions