+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.03.2025 13:07:05
Колонка эксперта
РЖД-Партнер

Сколько вагонов требуется на сети?

На контейнерном конгрессе Transnova2025, состоявшемся в Сочи, были рассмотрены ключевые вопросы, актуальные для всех участников железнодорожных перевозок. Представители ОАО «РЖД» неоднократно подчеркивали в средствах массовой информации, что сеть работает сегодня в напряженных условиях.
Сколько вагонов требуется на сети?
В связи с этим было отмечено, что необходимо вывести из эксплуатации избыточное количество порожних вагонов, превышающее 300 тыс. ед., находящихся на путях общего и необщего пользования. Однако несмотря на сложившуюся ситуацию, вагоностроительные заводы продолжают ежегодно выпускать свыше 70 тыс. новых вагонов сверх заявленных и согласованных параметров в 40 тыс. вагонов, что без согласованной программы структурного обновления парка вагонов осложняет положение на сети. При этом исключение из вагонного парка составляет порядка 25 тыс. ед. в год. По прогнозам, к концу 2025 года общее количество вагонов превысит 1,4 млн ед., что может привести к серьезным сбоям в работе сети и негативно отразиться на эксплуатационных и экономических показателях работы железных дорог.

С увеличением количества вагонов на сети пропорционально возрастает число отцепок по текущему содержанию вагонов. Так, за последние 5 лет наблюдается рост отцепок в ТР-2 по неисправности кузова (в 2019 году – 10 919 ед., в 2024 году – 16 589 ед.) и автосцепного устройства (в 2019 году – 8136 ед., в 2024 году – 8428 ед.).

Для решения аналогичной проблемы в 2012–2013 гг. было принято решение о непродлении срока службы вагонов и выводе из эксплуатации около 220 тыс. ед., что позволило существенно увеличить грузооборот и качественные показатели на последующее десятилетие. Однако в настоящее время ситуация вновь обострилась. Сегодня компания сталкивается с аналогичными трудностями. Для решения этой задачи проводится комплексная работа не только в компании ОАО «РЖД», но и с собственниками подвижного состава на заключение договоров по отставлению излишнего невостребованного парка вагонов на путях необщего пользования на длительный срок отстоя.

ОАО «РЖД» активно развивает инфраструктуру железных дорог, цифровые платформы и автоматизацию сети для сокращения интервалов движения поездов, увеличения пропускной способности. В частности, внедрены технологии интервального регулирования и обеспечения безопасности движения поездов по сигналам АЛСН, технология движения нескольких поездов как одного единого состава «виртуальная сцепка». Стоит отметить, что данная технология на Восточном полигоне позволила дополнительно перевезти в 2024 году более 3,4 млн т грузов.

Особое внимание было уделено необходимости консолидации порожнего парка вагонов разных собственников подвижного состава, а также синхронизации АСУ крупных предприятий промышленного железнодорожного транспорта и логистических транспортных комплексов ОАО «РЖД». Предлагается создание автоматизированной системы управления движением грузов, которая позволит прогнозировать подход вагонов и обеспечивать их подачу к местам погрузки и выгрузки. Внедрение таких систем совместно с системами комплексной автоматизации терминалов позволит сократить оборот вагонов как на сети ОАО «РЖД», так и внутри предприятий. Кроме того, система будет предоставлять пользователям рекомендации по маршрутам формирования порожних вагонов, исключая необходимость их следования на сортировочные горки.

Сегодня реализация вышеуказанных инициатив стала возможной благодаря заключению «договоров взаимодействия» между владельцем инфраструктуры ОАО «РЖД» и операторами подвижного состава. К настоящему времени заключено пять таких договоров с крупнейшими компаниями-операторами, осуществляющими перевозку собственными вагонами угольной продукции, контейнеров, минеральных удобрений, нефтеналивных грузов и газа. Работа продолжатся и набирает обороты.

ОАО «РЖД» уделяет особое внимание сотрудничеству с партнерами, разделяющими стремление к цифровизации и автоматизации перевозочных процессов. Выражаю благодарность руководителям компаний, уже внедряющим передовые технологии на своих предприятиях, подчеркнув их значительный вклад в модернизацию транспортной отрасли.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions