+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.05.2025 16:16:30
Колонка эксперта
РЖД-Партнер

Почему логистика – не золотое дно и с чем стоит идти в этот бизнес

Санкции дали мощный стимул для развития многих бизнесов в России, в том числе повлияли и на рост логистической отрасли. Уже в конце 2023 года Спарк-Интерфакс зафиксировал беспрецедентный рост в сегментах автомобильных перевозок и складского хранениям – на 70 и 59% соответственно с января по сентябрь 2023 года. Вырос не только сегмент перевозок. Постоянно увеличивается число официальных таможенных представителей, зарегистрированных в ФТС – в 2025 году оно приблизилось к полутора тысячам.
Почему логистика – не золотое дно и с чем стоит идти в этот бизнес
После разворота внешней торговли на Восток у многих предпринимателей создалось ощущение «золотого дна» в логистике. В эту сферу ринулись как новички, не обладающие достаточными компетенциями, так и люди со специфическим опытом, готовые искать лазейки в законах, чтобы привлечь клиентов низкой стоимостью услуг.

Количество исков к недобросовестным подрядчикам, штрафов и судебных дел, связанных с растаможкой грузов, наглядно иллюстрирует ситуацию. По данным ФТС, в 2024 году по результатам вторичного контроля выпуска было взыскано более 43 млрд рублей (на 67% больше, чем в 2023-м): возбуждено 301 уголовное дело по факту уклонения от уплаты таможенных платежей и инициировано более 166 000 административных производств.

В результате незнания или намеренных действий страдает бизнес – компании-импортеры теряют деньги на этапе оплаты заграничным поставщикам, лишаются товара в случае неправильного оформления на таможне. Помимо серых схем, предполагающих заведомо ложные сведения в таможенных документах с целью снизить пошлины и уменьшить НДС на товары, существует целый ряд ошибок, которые начинающие логисты или ВЭД-специалисты могут совершить из-за отсутствия знаний и опыта. И проблемы с такими партнерами могут начаться задолго до таможенного контроля, еще на этапе взаимодействия с поставщиками.

Что может пойти не так и какие риски чаще всего влечет за собой такое сотрудничество?

Недостаточное знание внешних рынков

Незнание специфики рынка или непонимание культурного кода грозит ошибками в заключении контрактов, срывом поставок, нарушением договоренностей с российскими партнерами.
Найти в западных странах поставщика, готового сотрудничать с российскими покупателями даже через посредников, стало очень сложно. В этом случае логистический партнер должен предложить более гибкую схему покупки, оставаясь при этом в рамках российских и международных законов.

Дружественные страны, расположенные к торговле с Россией, имеют свою специфику. Например, китайские производители из-за большого потока запросов тщательно выбирают покупателей, и успех переговоров часто зависит от личных знакомств или рекомендаций. У ВЭД-специалиста должна быть наработана репутация в кругу потенциальных партнеров и собственная база контактов.

Нюансы могут возникнуть на любом этапе взаимодействия с поставщиком, поэтому контролировать нужно каждый этап, вплоть до отгрузки товара. Так, например, если вы заказываете сборный груз из нескольких товаров в Китае, местные поставщики при нехватке каких-либо позиций могут «доложить» до нужного количества абсолютно другой товар, не меняя при этом информацию в документах. Если таможня решит проверить груз, такая самодеятельность может обернуться штрафами или конфискацией за попытку провоза незадекларированных товаров.

Риски финансовых потерь, удорожание поставок

Импорт товаров из-за рубежа, особенно из стран Европы и США – это не только долго, но и дорого. Многие покупатели идут по самому простому пути, приобретая европейские или американские товары через третьи страны, например, в ОАЭ или Турции. Но в этом случае наценка доходит до 30% – мы видим это на примерах перепродажи медицинского оборудования. Однако почти всегда можно найти ВЭД-специалиста с большим опытом на рынке, который сможет выйти на прямого поставщика из Евросоюза и через собственное представительство заключит сделку с ним напрямую.

Но не только так можно потерять деньги. Международные платежи из России – отдельная проблема в цепочке импорта, и многие компании ищут обходные пути, чтобы оплатить товар на западе. Не все из этих схем легальны. Например, оплата в криптовалюте не имеет законодательной базы в России и многих других странах. Оплата через компанию-агента – это риск приостановки платежей или прекращения деятельности агента, если его заподозрят в нарушении санкций. Выбирая партнера, который готов решить оплату с переводом платежа за границу, нужно тщательно проверять его историю, компетенции, сотрудничество с крупными зарубежными банками и требовать гарантий перевода платежа поставщику.

Незнание специфики рынка грузоперевозок

Задача логиста — сделать так, чтобы доставка не стоила дороже самого товара. При существующих ограничениях стоимость грузоперевозки из Европы или США доступными маршрутами значительно возрастает. А если мы говорим про недорогие товары, например, расходные материалы, то доставка через несколько складов выйдет неоправданно дорогой. В таких случаях необходима выстроенная цепочка логистики по доступным маршрутам, которая поможет снизить цену транспортировки.

Не все начинающие логисты также могут работать с негабаритными грузами, например, станками, высокотехнологичным оборудованием. Есть класс устройств, больших по размеру, но относительно недорогих, например, сельскохозяйственная или строительная техника. Предположим, распылительную сушку можно везти по суше на платформе без бортов. А вот доставка по морю может обернуться проблемой – контейнерная перевозка обойдется примерно в стоимость самого аппарата. Но если транспортировать его в трюме балкера (что допустимо при соблюдении ряда условий), то стоимость доставки можно снизить на четверть.

Суды регулярно разбирают споры из-за испорченного экспедиторами груза: его ненадежно закрепляют на платформах, деформируют при перевозке и т. д. Но если он не был застрахован, то взыскать с грузоперевозчика удастся лишь стоимость транспортировки. Вот реальный пример: организация заказала у экспедиторской фирмы авиаперевозку нескольких маммографов (стоимость одного аппарата – более 10 млн рублей) для установки в государственных больницах. При приемке клиент отказался принимать несколько единиц в поврежденной упаковке. Часть ответственности была застрахована, поэтому компании удалось получить определенную компенсацию, и на этом судебные разбирательства окончились.

Нехватка компетенций в области таможенного права

Таможенное оформление грузов – головная боль для любого импортера. Недобросовестные партнеры, «серые брокеры» привлекают клиентов возможностью снизить таможенные пошлины и НДС, сократить срок прохождения процедуры. Основной механизм в этом случае – использование несоответствующих кодов ТН ВЭД для занижения таможенной стоимости и ввозных пошлин, упрощение прохождения таможенной очистки.

Но и легальные таможенные представители могут ошибаться в заполнении документации, особенно если у них нет соответствующего опыта. Российское таможенное законодательство очень неустойчиво, новые нормативные акты появляются буквально каждую неделю. Часто встречаются ситуации, когда в течение доставки товара меняются правила начисления НДС, добавляется экосбор. Для всевозможного сырья, химических веществ и многих других сложных товаров требуется наличие регистрации и внесения в соответствующие реестры.

Добавим к этому обязательную маркировку, которая распространяется на все больший перечень товаров, акцизы на алкоголь, антидемпинговые пошлины на металлоизделия, возможность не платить НДС и существенно снизить сборы при ввозе определенного списка медицинских товаров – и растаможка превращается в «увлекательный квест», найти выход из которого может далеко не каждый новичок в логистике и ВЭД. А дальше возможны варианты. В случае, если таможня находит несоответствие в документах, штрафы приходится платить тому, чья подпись в них стоит. Если честный таможенный представитель использовал свою ЭЦП – отвечать ему. Если серый брокер или «консультант по таможенному оформлению» работал с ЭЦП клиента – отвечает бизнес.

Но даже если «таможня дала добро», получатель груза оплатил начисленные ему пошлины, НДС и прочие сборы, не факт, что все закончилось благополучно. Намеренная или случайная ошибка может вскрыться позже. По закону таможня в течение трех лет может перепроверить поданные ранее декларации, расчеты пошлин и их уплату. Если обнаружатся несоответствия, компания вынуждена будет внести задолженность и оплатить штрафы. Только за I квартал 2025 года на вторичном контроле были выявлены нарушения на сумму 18,8 млрд рублей.

С каким багажом знаний и опыта стоит идти в логистику?

Задачи ВЭД должна решать команда специалистов – закупщики, финансисты, логисты, таможенные представители, эксперты по сертификации, юристы с экспертизой в международном и таможенном праве. 

Создавать бизнес в логистике и ВЭД имеет смысл при наличии налаженных связей с проверенными финансовыми организациями, с надежными поставщиками и перевозчиками грузов.

Международная логистика – не золотое дно и не тот сегмент рынка, где можно быстро заработать на высоком спросе. Это высокорисковый бизнес, в котором все участники несут одинаково высокую ответственность за успех каждой сделки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions