+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.08.2024 12:07:44
Колонка эксперта
РЖД-Партнер

Об изменении законодательства Российской федерации в сфере организации пассажирских перевозок

ФБУ «Росавтотранс» уполномочено Министерством транспорта Российской Федерации выполнять функции федерального органа исполнительной власти при организации перевозок по межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок.
Об изменении законодательства Российской федерации в сфере организации пассажирских перевозок
В мае 2023 года принят Федеральный закон № 185-ФЗ об изменениях в два основных федеральных закона, на основании которых организовываются и выполняются пассажирские перевозки в Российской Федерации – № 259-ФЗ от 08.11.2007 г. и № 220-ФЗ от 13.07.2015 г.

Данные изменения, вступающие в силу 1 сентября 2024 года, затрагивают в том числе и вопросы организации регулярных межрегиональных пассажирских перевозок. Но начнем все же с Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, какие именно изменения внесены и на что они направлены.

Первое, что хочется отметить – с 1 сентября 2024 года прямо указаны виды предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа, а также грузов, которые допускаются к осуществлению в России:

1) регулярные перевозки пассажиров и багажа;
2) перевозки пассажиров и багажа по заказам;
3) перевозки пассажиров и багажа легковыми такси;
4) перевозки грузов.

Эти изменения важны, потому что на рынке пассажирских перевозок сегодня мы видим коммерческие предложения, широко предлагаемые потребителям по всем законам маркетинга, которые, по мнению лиц, их организовывающих и выполняющих не относятся ни к одному из видов пассажирских перевозок, регулируемых законодательством Российской Федерации, а следовательно и выполнение обязательных требований лицензионного и разрешительного законодательства Российской Федерации, прямо влияющих на безопасность этих перевозок, соблюдаться не должны. Не секрет, что организаторы таких перевозок имеют разработанные алгоритмы обхода законодательства, заранее подготовленные типовые соглашения и наборы документов для лиц, физически выполняющих перевозки.

Прямое определение видов перевозок, разрешенных к осуществлению в Российской Федерации, дает четкое понимание предпринимателям при выборе вида деятельности, которым они хотят заниматься, что есть только 4 вида перевозок, которые можно выполнять законно, и для их выполнения необходимо исполнение всех нормативно-правовых актов, относящихся к конкретному виду перевозок, а все остальные варианты предпринимательской деятельности законодательством России не допускаются.
Эти изменения значительно упростят задачу контролирующих и правоохранительных органов при выявлении и пресечении перевозок грузов, пассажиров и багажа, не предусмотренных законом.

Также в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта внесены изменения, касающиеся организации заказных перевозок. Введен запрет на заключение договора фрахтования с каждым пассажиром в отдельности, а также запрет на осуществление перевозок пассажиров и багажа по заказу на условиях, предусматривающих предоставление права проезда в транспортном средстве за плату неопределенному кругу лиц, а также распространение информации об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по заказу на указанных условиях.

Заказные перевозки всегда были и остаются важным и социально востребованным видом пассажирских перевозок. Все мы периодически пользуемся заказными перевозками. Это экскурсионные и туристические поездки, поездки на массовые мероприятия, например, свадьбы, корпоративные перевозки сотрудников офисов, перевозки посетителей крупных торговых центров и многие другие. Но вместе с тем в связи с более простым механизмом организации перевозки пассажиров в сравнении с регулярными перевозками, в Российской Федерации получил распространение такой вид заказных перевозок, при которых пассажиру продается договор фрахтования одного посадочного места, почти как билет в регулярных перевозках. До внесения изменений в Устав пассажирского и городского наземного транспорта законодательством это не запрещалось, теперь с 1 сентября на это вводится запрет, подразумевается, что при наличии постоянного пассажиропотока должны организовываться регулярные пассажирские перевозки. Также для более понятного разделения регулярных и заказных пассажирских перевозок введен запрет на осуществление заказных перевозок за плату для неопределенного круга лиц. Отмечу что для данных перевозок также вводится запрет на распространение информации о таких перевозках.

В целом изменения в части заказных перевозок направлены на сокращение конкуренции между заказными и регулярными пассажирскими перевозками. Как данные нормы будут применяться на практике и какой будет эффект, мы узнаем после начала их применения.

Расскажу также и о наиболее важных изменениях 220-ФЗ в части межрегиональных перевозок.

С 1 сентября вводится механизм, позволяющий исключать из реестра межрегиональные маршруты регулярных перевозок, которые не эксплуатируются перевозчиками и на которые не были выданы разрешительные документы. Включение этих маршрутов в реестр предусмотрено переходным периодом в соответствии с 39 статьей 220-ФЗ. Выдача разрешительных документов на межрегиональные маршруты производилась только при наличии всех остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов. Таким образом реализация 39 статьи 220-ФЗ привела к тому, что в реестре маршрутов сейчас находится порядка тысячи маршрутов, по которым разрешительные документы не выданы и перевозки не осуществляются. Введенные изменения позволят данные маршруты либо привести в соответствие требованиям 220-ФЗ либо исключить из реестра.

Также с вступлением в силу изменений 220-ФЗ упрощается процедура рассмотрения заявлений перевозчиков на установление и изменение межрегиональных маршрутов, сокращается количество оснований для отказа в установлении и изменении маршрутов. Для перевозчиков вводится возможность выбора способа получения уведомлений о решениях, принимаемых уполномоченными федеральными органами власти.

Ранее применяемое многими субъектами Российской Федерации право устанавливать нормативным правовым актом субъекта остановочные пункты, которые разрешается использовать в качестве начального и (или) конечного остановочного пункта по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, сохранится только для городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Изменения коснутся и состава сведений, указываемых в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок. Состав сведений о маршруте будет расширен.
С полным перечнем изменений, вносимых в законодательство, можно ознакомиться на нашем сайте: https://rosavtotransport.ru.

Деятельность ФБУ «Росавтотранс» направлена на реализацию положений 220-ФЗ в части регулярных межрегиональных и международных пассажирских перевозок с соблюдением принципов прозрачности, объективности и равного доступа на рынок для любого перевозчика, выполняющего требования законодательства Российской Федерации. Я привел только несколько изменений 220-ФЗ. Хочу отметить, что основной посыл этих изменений – упростить работу для законопослушных перевозчиков по оформлению новых и изменению действующих маршрутов, а также ввести механизмы исключения из реестра для неэксплуатируемых маршрутов.

Для привлечения внимания и ознакомления перевозчиков, органов исполнительной власти субъектов России и контрольно-надзорных органов с изменениями законодательства работники ФБУ «Росавтотранс» и я лично неоднократно выступали с докладами на специализированных форумах.

Хочу добавить, что ФБУ «Росавтотранс» проводит все необходимые организационные и технические мероприятия для реализации в полном объеме законодательства Российской Федерации с учетом его изменений с 1 сентября 2024 года.


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions