Компания «Русал» активно инициировала дополнение ПНД. Ее зависимость от импорта глинозема – порядка 3 млн т на $2,16 млрд в 2024 году – делает стабильность доставки ключевым союзником в достижении производственных целей. Черная металлургия, хотя и менее импортозависима, также выигрывает от введения «страхующего пояса» при полной загрузке логистических коридоров.
Система
Решение призвано устранить нормативные лакуны, однако сопряжено и с определенными рисками:
• перекосом в интересах между импортным сырьем и другими категориями грузов (продовольствие, экспорт, строительные материалы);
• усилением конкуренции за инфраструктурные ресурсы. Введение очереди «е1» может спровоцировать поток юридических претензий от других отраслей, не попавших в перечень;
• регуляторной сложностью: включение в ПНД требует тщательной проработки и поддержки прозрачности процессов, иначе высок риск обвинений в дискриминации.
Чтобы минимизировать нежелательные последствия, необходимо:
• установить четкий перечень критических сырьевых позиций, подлежащих приоритету. Это повысит прозрачность, уменьшит риски злоупотребления и защитит систему от необоснованных претензий;
• разработать механизм мониторинга и ревизии списка: со временем часть компаний или сырья может утратить критичность, нуждаясь в замене или исключении из списка;
• внедрить программный алгоритм обоснования решений: при обострении логистического дефицита анализировать ситуацию, принимать решение о переводе части грузов «е1» в текущий приоритет.
Для предупреждения последствий и четкой работы должна быть построена система. Во-первых, нужно формализовать процедуры пересмотра списка и сырья и периодически проводить оценку критичности импорта по отраслям. Во-вторых, важно интегрироваться с IT-системами РЖД для автоматической загрузки, анализа спроса, прогнозирования дефицита пропускных мощностей. В-третьих, юридически защитить решение позволит разработка методологии правовой оценки и прозрачных механизмов конкурсного распределения между предприятиями. Ну и, кроме прочего, важна гибкая коммуникация с рынком – включение в работу отраслевых ассоциаций, экспертных советов и взаимодействие по обратной связи от участников рынка (железнодорожных операторов, экспортеров, сырьевых компаний).
Плюс на минус, минус на плюс
Среди плюсов внедрения очереди «e1» – повышение надежности технологических цепочек: будет возникать меньше простоев, аварийных остановок. У производителей будет уверенность в логистической безопасности при загрузке сетей, а также появится реальная возможность избежать крупных экономических потерь за счет регламентированной приоритетности.
В числе минусов внедрения очереди «e1» – уменьшение пропускной способности под другие категории грузов: возможны задержки в продовольственном сегменте, стройматериалах, контейнерных перевозках. Возможно усиление юридических конфликтов: участники, лишенные места в подочереди «е1», могут оспаривать решение об организации очередности. Еще один фактор – сложность администрирования и контроля: потребуются дополнительные затраты на мониторинг и пересмотры проекта. Кроме того, не гарантируются поставки при форс-мажорах (по разным причинам – судоремонт, погода, санкции), если альтернативных маршрутов нет.