+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.03.2021 09:56:09
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

В АТР присутствует дополнительная потребность в поставках угля, которую российские компании могли бы обеспечить

Ради увеличения экспорта угля на восток правительство РФ готово изменить правила доступа грузоотправителей к железным дорогам. А согласно поручению президента, к 2024 году в восточном направлении необходимо обеспечить как минимум плюс 30% перевозок угля по сравнению с 2020-м. О будущем Восточного полигона мы поговорили с заместителем директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС, кандидатом экономических наук Дмитрием Агафоновым.
В АТР присутствует дополнительная потребность в поставках угля, которую российские компании могли бы обеспечить
– 2 марта президент провел совещание по вопросам развития угольной отрасли, на котором поручил подготовить проект поквартального графика этапов строительства Восточного полигона, а также представить дополнительные предложения по расширению восточного участка БАМа, что позволит увеличить объемы поставок угля из Якутии и также угольным компаниям. До 1 июля компании должны заключить соглашения по взаимной ответственности при перевозках угля. Дмитрий, как Вы оцениваете такое решение?

– Любое совещание на президентском уровне представляет собой четкое распределение приоритетов и постановку первоочередных задач. В данном случае для представителей угольной промышленности и угольных регионов поставленные задачи в виде диверсификации региональной экономики, создания новых рабочих мест в сфере услуг за счет доходов от экспорта угля должны стать определяющими на ближайшие годы.

Если говорить о компромиссе между угольными компаниями и РЖД, то президентом России отмечена необходимость закрепить взаимную ответственность друг перед другом по вывозу продукции угольной промышленности с четким определением объемов, пунктов загрузки и назначения. И, по нашему мнению, это прямое указание для сторон – сесть за стол переговоров и в кратчайшие сроки закрепить взаимные обязательства по объему грузовой базы, которая подлежит транспортировке на транспортно-логистической инфраструктуре железнодорожного транспорта в срок до 2024 года.

– Может ли развитие угольной отрасли Якутии в целом повлиять на инфраструктуру Восточного полигона?

– Стратегическими документами развития на угольных месторождениях региона к 2030 году ежегодно предполагается добывать порядка 40 млн т, что в два раза превышает фактические показатели на сегодняшний момент. С учетом того, что за последние 15 лет добыча угля на территории региона выросла на 30%, перспективы дальнейшего роста добычи являются вполне ожидаемыми.

Развитие промышленного комплекса Южно-Якутского угольного бассейна – это, безусловно, экспортные проекты с привязкой к Транссибу. Ориентировочная суммарная мощность только Алдано-Чульманского района бассейна по угледобыче составляет не менее 30 млн т угля в год (при емкости угольного рынка азиатских стран в 800–900 млн т).

Строительство угольных предприятий в Южно-Якутском бассейне и его эксплуатация сдерживается существующими транспортными инфраструктурными ограничениями. Группой «Мечел» уже реализован на территории Республики Якутия проект строительства железнодорожной ветки по направлению Улак — Эльга длиной 321 км, который соединяет БАМ с Эльгинском месторождением. В настоящее время пропускная способность сети оценивается 4 млн тонн, при проектном значении в 25 млн тонн.

Отсюда утверждение, что рост экспортных поставок угля в страны АТР зависит от расширения транспортной мощности железнодорожной сети в направлении Южно-Якутского угольного бассейна является вполне справедливым.

– Насколько, на Ваш взгляд, практически можно реализовать проект поквартального графика этапов строительства Восточного полигона с показателями пропускной и провозной способности, предельной средней массы грузового поезда во всех деталях? Как это решение может ускорить модернизацию Восточного полигона?

– Планы ускорить модернизацию объектов железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона звучали и ранее. В 2018 году, когда на президентском уровне прозвучал призыв расширить присутствие России на мировом угольном рынке, тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев обратил внимание на необходимость формирования плана по ускоренной модернизации Восточного полигона.

В начале 2020 года РЖД уже был разработан план ускоренной модернизации Восточного полигона, где основные усилия были сконцентрированы на строительстве дополнительных путей и развитии станций на таких участках, как Мариинск – Тайшет, Междуреченск – Тайшет, Хабаровск – Находка.

В марте этого года ускорить модернизацию призвал президент России с конкретной привязкой по срокам выполнения до 2024 года, в результате Минтрансом России оперативно был разработан проект поквартального графика этапов строительства. Для всестороннего контроля и мониторинга за реализацией проекта, особенно в части функционирования строительного комплекса, был подключен Минстрой России.

Вопросы эффективного администрирования всегда актуальны, особенно когда они касаются реализации масштабных проектов. Вместе с тем в данном случае четко определены полномочия, сроки и зоны ответственности профильных ведомств. В случае отсутствия незапланированных и нештатных чрезвычайных ситуаций, например, как в 2020 году, способных оказать негативное влияние на состояние национальной экономики, к 2024-му все заинтересованные стороны должны обеспечить результат в виде роста объемов перевозки грузовой базы в направлении стран АТР по Восточному полигону.

– РЖД в этом году обещают закончить строительную часть первого этапа развития Восточного полигона. Насколько реальны эти планы в настоящее время?

– Данное утверждение является вполне обоснованным. По итогам 2020 года в направлении Восточного полигона было перевезено около 144 млн т, в том числе экспортные поставки оцениваются на уровне 100,9 млн т, что соответствует параметрам провозной способности, предусмотренным комплексным планом магистральной инфраструктуры на соответствующий период.

Транспортная монополия с 2021 года активно приступает к реализации второго этапа модернизации Восточного полигона. Таким образом, по нашему мнению, необходимости дополнительного финансирования не существует. В рамках первого этапа РЖД столкнулись с систематическими проблемами в работе строительного комплекса. В результате срок реализации первого этапа модернизации Восточного полигона был передвинут с 2017 на 2021 год. С учетом накопленного опыта в рамках первого этапа в дальнейшем РЖД планируется осуществлять более детальный и жесткий контроль мероприятий данных проектов, особенно при заключении договоров на весь цикл технического проектирования и строительства.

– Председатель правительства Михаил Мишустин на днях поручил кабинету министров совместно с РЖД подготовить детальный план мероприятий по увеличению пропускной способности железных дорог на Дальнем Востоке с учетом предложений главы «Роснефти» Игоря Сечина. Председатель правительства распорядился проработать при этом источники финансирования. От чего будет зависеть реализация этого поручения?

– И. Сечин является ответственным секретарем президентской комиссии по ТЭКу и обращает свое внимание на необходимость модернизации Восточного полигона и портовой инфраструктуры Дальнего Востока. Оказать прямое влияние на ход поручения может состояние европейского угольного рынка, который, на наш взгляд, является неперспективным направлением.

В настоящее время продукция угольной промышленности не рассматривается в энергетическом балансе европейских стран как один из основных видов используемого топлива. Дальнейшее вытеснение угля из энергетики Европы является неизбежной тенденцией и, соответственно, можно смело прогнозировать падение спроса.

Вместе с тем по итогам прошлого года в южном направлении было поставлено по железной дороге на 12,3% угля больше, чем в 2019-м. Не в последнюю очередь причиной вывоза угля через порты черноморского побережья является ограничение пропускной способности БАМа. Здесь можно видеть взаимосвязь интересов представителей нефтяного и угольного бизнеса при пользовании транспортно-логистической инфраструктуры черноморского побережья. В данной ситуации с учетом перспектив азиатского рынка является целесообразным перераспределение грузопотоков угольного и нефтяного сектора, на что и обращают свое внимание представители экспертного и научного сообщества.

– К 2024 году в восточном направлении необходимо обеспечить как минимум плюс 30% перевозок угля по сравнению с 2020-м – 68 млн т. Насколько эти показатели достижимы в нынешних условиях?

– Последние 10 лет Россия активно наращивает поставки угля на энергетические рынки АТР. По данным Минэнерго России, в 2011 году объем поставки угля по данному направлению оценивался на уровне 37 млн т. На сегодняшний день на этом направлении поставляется около 120–125 млн т российского угля. В результате доля РФ на угольном рынке АТР в условиях реализации только первого этапа строительства и модернизации Восточного полигона уже выросла в два раза (с 4,5% до 10%).

Дальнейший рост поставок угля в страны АТР зависит от геополитических интересов нашей страны и экономической конъюнктуры, формируемой на энергетических рынках. На экспертном уровне признается, что в АТР присутствует дополнительная потребность в поставках угля, которую могли бы покрыть как раз российские компании. По прогнозам Минэкономразвития и Минэнерго, к 2035 году общая международная торговля углем вырастет примерно на 5–15%, то есть с текущих 1,45 млрд до 1,52–1,64 млрд т.

До 2035 года потенциальный рост спроса на уголь в регионе АТР на уровне 200 млн т должен обеспечить растущие потребности Индии, Вьетнама, Пакистана, Бангладеш и, безусловно, Китай со своей программой развития угольной генерации. Таким образом, в условиях эффективно выстроенной ценовой политики со стороны российского бизнеса плановые показатели увеличения поставок угля к 2024 году в 30% являются вполне реальными.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions