+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.02.2023 11:06:50
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Увеличение штрафа приведет только к одному последствию: росту финансовой нагрузки на клиента-грузоотправителя

На днях стало известно о том, что готовятся изменения в Устав железнодорожного транспорта. В частности, предполагается повысить штраф за невыполнение перевозчиком или грузоотправителем заявки, принятой РЖД на перевозку грузов. Сейчас он составляет 10 руб. за каждую непогруженную тонну груза и от 50 до 200 руб. за непогруженный контейнер. Обсуждается увеличение штрафа в 5 раз. О целесообразности инициативы по повышению штрафов и ее последствиях для рынка мы поговорили с заместителем председателя А ОЖдПС Денисом Семенкиным.
Увеличение штрафа приведет только к одному последствию: росту финансовой нагрузки на клиента-грузоотправителя
– Денис Леонидович, насколько, по Вашему мнению, является актуальным повышение штрафов в текущих реалиях?

– Для того чтобы оценить инициативу чиновников о повышении штрафов за невыполнение заявки на перевозку грузов, нужно разбираться в ситуации, характеризующейся несоответствием нормы ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» реально сложившимся отношениям на железнодорожном транспорте в части согласования заявки и процедуры оформления перевозки груженого вагона.

Так, ответственность перевозчика за невыполнение заявки на перевозку грузов включается при условии «неподачи вагонов грузоотправителю». А о какой подаче вагонов перевозчиком может идти речь, когда у перевозчика нет вагонов? Все вагоны у операторов, заявляет нам перевозчик. По этой причине перевозчик не может нести ответственность перед грузоотправителем за невыполненную заявку на перевозку. Но беда в том, что неподача вагонов грузоотправителю – это всего лишь одна из причин невыполнения заявки на перевозку грузов перевозчиком. Чаще всего перевозчик не выполняет заявку на перевозку по иным причинам: отсутствие локомотивного парка, перегруженность инфраструктуры по направлению согласованной перевозки груза.

Но ст. 94 Устава сформулирована таким образом, что перевозчик не несет ответственности перед грузоотправителем, когда перевозчик не обеспечил техническую и технологическую возможности перевозки. Таким образом, действие ст. 94 Устава касательно ответственности перевозчика за невыполнение заявки фактически заблокировано. Зато ответственность грузоотправителя перед перевозчиком за невыполнение заявки на перевозку груза по-прежнему имеет место.

Судебная практика изобилует случаями взыскания с клиентов сумм штрафов за невыполнение заявки. Так, только за декабрь 2022 года РЖД было взыскано с клиентов по искам РЖД более 1 300 000 руб. Но в суды попадают только случаи, когда клиент отказывается платить добровольно и когда суммы штрафа внушительны. Небольшие штрафы клиенты уплачивают добровольно, а это львиный массив взысканий.

Также необходимо отметить, что после 2012 года случаи невыполнения заявок клиентами резко выросли. Причина – специфическое законодательство, сформированное для решения острых задач. Напоминаю, в 2012 году грузоотправители жаловались в РЖД на то, что в их адрес приходят порожние вагоны, которые ими не были заказаны. Устав слушать такие жалобы, перевозчик добился изменения правил оформления перевозочных документов на порожние вагоны. С этого времени мы можем оформлять под погрузку вагон, согласованный с клиентом путем согласования клиентом заявки на перевозку. Если владелец вагона указан в ГУ-12, то и вагон под ГУ-12 оформишь. Если нет – подавай новую ГУ-12 с указанием тебя в качестве владельца.

Поэтому клиенты и стали больше заявлять вагонов под погрузку – надо учитывать, что из пришедших вагонов какие-то могут быть забракованы по технической или коммерческой неисправности. Кроме того, внезапно может потребоваться дополнительный подвижной состав, и, чтобы не ждать подсыл вагонов, проще иметь их уже в наличии. Такая практика имеет место потому, что заказ вагонов строго привязан к заявке ГУ-12, изначально имеющей другое назначение – она регулирует отношения между перевозчиком и грузоотправителем. Правильнее было бы для заказа вагонов грузоотправителем разработать дополнительную форму заявки на подсыл порожних вагонов, разделив ГУ-12. Но это потребует изменения множества нормативных актов вплоть до Устава железнодорожного транспорта.

– Как повышение штрафов отразится на грузоотправителях?

– Нам неизвестно об общей сумме штрафа, которую в настоящее время уплачивают РЖД клиенты за невыполнение заявки в тоннах. РЖД в своей отчетности указывают только общий размер штрафов, взысканный по разным статьям Устава за различные нарушения.

Информация об объеме невыполненных заявок на перевозку грузов по вине клиента также отсутствует в доступных источниках. Теоретически можно высчитать размер ожидаемого штрафа через объем погрузки. Как минимум от 5% грузов в тоннах грузоотправители отказываются.

Таким образом, общий размер взысканий с грузоотправителей составил бы более 308 млн руб. за 2022 год исходя из объема погрузки в тоннах и исходя из размера штрафа, который намереваются закрепить в Уставе железнодорожного транспорта. Если распределить на всех грузоотправителей, то это существенно меньше 0,1% от той суммы, что была уплачена за перевозку всех грузов.

Но вопрос тут в другом: если РЖД хотят пусть и так незначительно повысить финансовую нагрузку на клиентов, то чем обосновано это желание, кроме любви к формальному порядку? Если ОАО «РЖД» привезли порожний вагон, а клиент отказался от его погрузки и перевозки, то РЖД все равно зарабатывают на порожнем пробеге, а в дальнейшем – на плате за нахождение вагона вне перевозочного процесса. РЖД могут, конечно, заявить, что имелся непроизводительный простой маневровых и магистральных локомотивов, привлеченных для перевозки отказного груза. Но в это с трудом верится с учетом того, что локомотивного парка стабильно не хватает и непредъявление определенного объема груза даже облегчает работу перевозчика.

– Насколько данные изменения в Устав действительно могут сегодня повысить дисциплину и технологичность перевозочного процесса?

– По моему мнению, в подавляющем большинстве случаев клиенты не выполняют согласованные заявки по одной объективной причине: изменение рыночной конъюнктуры, когда покупатели не могут оплатить товар или полностью или частично отказываются от него. Есть и другие причины: отсутствие порожних вагонов под погрузку, поломка погрузочно-разгрузочного оборудования или приостановка работы пути необщего пользования.

Но основная причина ощутимого снижения выполнения заявки – это, повторяю, изменившаяся рыночная конъюнктура. Клиент, который не может отгрузить продукцию и так уже наказан тем, что не может реализовать свой товар. Кроме того, операторы, подославшие вагоны, будут требовать с такого грузоотправителя выплату штрафов за неиспользованный подвижный состав, а тут еще и предложение о пятикратном увеличении штрафа перевозчику... Отдельные грузоотправители, видя такую недружественную тенденцию со стороны Российских железных дорог, могут принять решение о переходе на автомобильный транспорт.

– Будет ли увеличение штрафов способствовать сокращению срока доставки грузов и его соблюдению в соответствии с нормативом?

– Увеличение штрафа приведет только к одному последствию: увеличению финансовой нагрузки на клиента-грузоотправителя, так как отказ от выполнения заявки имеет объективные причины или является частью выстроенного стиля работы клиента.

Заградительным для работы с железнодорожным транспортом штраф не станет, тем более существуют легальные возможности для его снижения (заведомый отказ от перевозки (ст. 94 Устава) или применение в суде ст. 333 Гражданского кодекса РФ), но нагрузку на клиента увеличит.

– Не приведет ли, по Вашему мнению, увеличение штрафов к тому, что грузоотправители будут подавать еще больше заявок?

– Больше заявок грузоотправители подавать не будут, это глубоко ошибочное мнение. Клиенты станут остерегаться выросших штрафов, поэтому могут даже пойти на небольшое снижение объема заявляемых к перевозке грузов, переводя дополнительно заявляемый парк вагонов, перейдя в режим согласования подсыла порожних вагонов для временного размещения на путях необщего пользования. На самом деле это будут вагоны, фактически направляемые в качестве резерва, которым можно будет воспользоваться для задействования их в погрузке в случае роста объема.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions