– Мы готовим рабочие кадры, служащих, специалистов и руководителей. Для первых у нас существует программа подготовки машинистов локомотивов и их помощников в учебных центрах профессиональных квалификаций (УЦПК). Их на данный момент 16, по одному на каждую из существующих железных дорог. Причем у каждого из центров есть свои филиалы, что увеличивает их доступность. Кроме того, получить специальность можно пройдя обучение в сторонних образовательных организациях, которые обязательно должны иметь лицензию на ведение такой подготовки.
– Каждый год на железной дороге появляется все больше технических новинок. К тому же идет совершенствование нормативно-правовой базы. Часто ли приходится менять программу обучения?
– Будучи заказчиком подготовки локомотивных бригад, Дирекция тяги принимает непосредственное участие в разработке учебных программ. Разумеется, они регулярно корректируются и дополняются. Это крайне важно, потому что в последнее время действительно выходит большое количество новых нормативных документов, которые надо учитывать при подготовке специалистов.
– Велик ли спрос на железнодорожные специальности среди выпускников школ?
– Количество желающих получить железнодорожную специальность сильно зависит от региона. Например, лидерами по числу кандидатов являются Дальний Восток, Забайкальский и Восточно-Сибирский регионы. Москва и Санкт-Петербург явно проигрывают, но даже в этих городах ни разу не было недобора. На популярность влияет и статус железных дорог как крупного холдинга – людей привлекает возможность устроиться в серьезную организацию с хорошей заработной платой. Правда, такая работа подразумевает и повышенную ответственность, но она кандидатов не пугает – проблем с набором у УЦПК нет.
– Тем не менее зачисляют в учебные центры далеко не всех. Что же может помешать поступлению?
– К сожалению, сейчас очень многие кандидаты отсеиваются по медицинским показателям – комиссия действительно очень серьезная. Поскольку машинист отвечает за безопасность и жизнь пассажиров, он сам должен быть здоров. У нас даже есть шутка: пройти обучение на машиниста гораздо сложнее, чем на космонавта.
Существует и профессиональный отбор, который проводят в эксплуатационно-локомотивных депо. Он подразумевает общение с кандидатами на должность помощника машиниста, благодаря которому можно оценить их готовность брать на себя ответственность за перевозку и способность принимать оперативные решения. В случае успешного прохождения профотбора с поступающим заключают договор на обучение в УЦПК. Получение образования бесплатное. При этом сами учащиеся получают стипендию и проживают в общежитиях.
– Недавно в Якутии прошел конкурс на звание лучшего машиниста тепловоза, победителем которого стал как раз сотрудник Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД». Для чего нужны такие соревнования?
– С 2006 года ОАО «РЖД» ежегодно проводит конкурсы профессионального мастерства на звание «Лучший работник Дирекции тяги». Состязания идут по шести номинациям: среди машинистов тепловозов, электровозов и их помощников, а также техников по расшифровке и машинистов-инструкторов. Участие в конкурсе принимают 96 сотрудников РЖД, программа обычно растягивается на 3 дня. Зато в результате мы узнаем имена лучших из лучших и можем быть уверены в успешной работе всей компании.
Беседовал Вадим Комков