+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.07.2020 13:38:40
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Тарифные меры – одни из самых действенных в условиях экономического спада

Применение понижающих коэффициентов, спецтарифов и скидок стоит ОАО «РЖД» денег, но может существенно поддержать российских производителей в сложных экономических условиях и увеличить экспортный потенциал страны, считает председатель комитета по железнодорожному транспорту Союза транспортников России, председатель совета директоров группы Globaltrans Сергей Мальцев.
Тарифные меры – одни из самых действенных в условиях экономического спада
– Сергей Валентинович, погрузка на сети РЖД демонстрирует заметный провал практически по всем группам перевозимых внутри страны товаров, включая черные металлы и железную руду. Вытянуть общую статистику позволяет рост экспорта, прежде всего через морские порты. Связано ли это, на Ваш взгляд, исключительно с пандемией коронавируса, или для этого могут быть и другие причины?

– Ухудшение ситуации на мировом рынке из-за пандемии COVID-19 и замедление экономической активности в России в значительной мере отразились на работе транспортной отрасли. Власти вынуждены были ввести жесткие ограничительные меры, которые негативно отразились на объемах погрузки в том числе и металлургических грузов. Тем не менее картина по металлургическим грузам по итогам 5 месяцев 2020 года получилась разнонаправленной: если погрузка черных металлов снизилась на 10,9% к аналогичному периоду 2019-го, то погрузка железорудного сырья (ЖРС), наоборот, увеличилась на 0,4%.

По итогам 5 месяцев 2020 года ввиду ограниченной активности в металлопотребляющих отраслях из-за карантинных мер перевозки черных металлов сократились как на внутренний рынок, так и на экспорт. Но в мае вследствие активного спроса в странах Восточной Азии (прежде всего Китае) на фоне восстановления экономики экспорт черных металлов значительно вырос, в том числе и через южные порты. Также наблюдался рост экспортных перевозок черных металлов в Турцию и Италию. Это связано с прочными позициями российских поставщиков на мировом рынке благодаря низкой себестоимости стали.

Несмотря на эпидемию коронавируса и связанный с ней спад активности на большинстве региональных рынков экспорт российского ЖРС значительно вырос. Существенный рост внешних отгрузок по итогам 5 месяцев 2020-го (+49% в годовом сравнении) обусловлен ростом продаж китайским потребителям. Это позволило российским компаниям удержать сбытовые показатели на высоком уровне, компенсировав снижение спроса на российском рынке. Некоторые риски транспортных компаний и экспортеров руды возникают в связи с введением в действие постановления правительства РФ от 22.05.2020 г. № 734 «О внесении изменений в Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования». С учетом недостаточной пропускной способности перевозка грузов данного класса не гарантирована, так как руда не относится к приоритетным перевозкам.

– Но есть и положительные тенденции, и одна из них – заметный рост контейнерных перевозок черных металлов. С какими обстоятельствами, на Ваш взгляд, связано это явление, и имеются ли предпосылки для дальнейшего роста?

– Такая тенденция действительно существует, контейнерные перевозки металлургических грузов демонстрируют в последнее время заметный рост, хотя металлургическая продукция традиционно не является характерным грузом для контейнерных перевозок. Рост показывают перевозки металлов в специализированных усиленных контейнерах. В рамках деятельности группы Globaltrans мы данный тренд наблюдаем на примере ООО «СинтезРейл». Так, перевозка металлов для автомобилестроения в специализированных усиленных контейнерах позволяет значительно повысить качество доставки, сократить транспортные расходы, облегчить организацию мультимодальных перевозок, что немаловажно в условиях падения цен, а также обеспечить сохранность груза. Если же речь идет о прокате, который используется для автомобильной промышленности, то такие перевозки позволяют снизить уровень рекламаций в отношении груза примерно на 10–16%. Для дальнейшего развития перевозок в специализированных усиленных контейнерах необходимо открытие для операций большего количества станций, что, в свою очередь, связано с необходимостью пересмотра ряда технических требований к обеспеченности станций погрузочными ресурсами в сторону применения более современных технологий погрузки/выгрузки. С ОАО «РЖД» есть взаимопонимание, мы также надеемся на активное взаимодействие с государственными органами в решении данного вопроса.

– Насколько эффективны, на Ваш взгляд, сейчас инициативы РЖД (например, применение понижающих коэффициентов к тарифам на внутрироссийские перевозки, в частности, железной руды и черных металлов), направленные на повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта?

– ОАО «РЖД» проводится большая работа, направленная на повышение привлекательности железнодорожного транспорта и поддержку российских производителей. Тарифные меры стимулирования – одни из самых действенных в условиях экономического спада. Нам сложно комментировать эту политику со стороны: все тарифные решения рассчитываются ОАО «РЖД» и конкретным грузоотправителем исходя из экономики железнодорожного транспорта, логистики и уровня цен на продукцию. Мы видим, что постоянно публикуются решения по применению понижающих коэффициентов в рамках тарифного коридора, и это крайне позитивно.
Вероятно, имеет смысл предоставить ОАО «РЖД» право устанавливать понижающие коэффициенты в рамках тарифного коридора не только при росте или сохранении гарантированного объема погрузки, но и при снижении погрузки, но не ниже определенного объема. Применять или нет такой механизм – вопрос расчетов и взаимодействия ОАО «РЖД» и грузоотправителей.

Что хотелось бы подчеркнуть дополнительно? Применение понижающих коэффициентов, спецтарифов и скидок стоит ОАО «РЖД» денег, но существенно может поддержать российских производителей в сложных экономических условиях и увеличить экспортный потенциал страны. При этом тарифное стимулирование обеспечивает или даже увеличивает объем выручки перевозчика. Гарантия недискриминационных условий перевозки железной руды на Восточном полигоне (не в последнюю очередь, то есть после угля), не требует дополнительных расходов от ОАО «РЖД», не сокращает доходов компании, но стабилизирует и поддерживает работу металлургов. Мне кажется, что такие гарантии можно было бы предоставить безотлагательно.

Что касается экспорта железной руды, то хотелось бы, чтобы к решению данного вопроса было подключено и государство. Снижение тарифов может происходить не только в рамках финансовых возможностей перевозчика, но и через государственные программы, например, по поддержке российского экспорта.

Беседовала Ольга Мариничева

Полную версию интервью читайте в №13-14 журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions