– Для ответа на вопрос давайте попробуем оттолкнуться от региональной повестки. Какие инфраструктурные идеи оказались заявлены на 17-м Красноярском экономическом форуме?
На обсуждение были вынесены две далеко не новые концепции – это «Кедровый тракт» и «Транссиб 2.0». Первая из тем является почти прямой отсылкой к предложениям экономиста Ивана Старикова, изложенным им еще в 2012 году в письме на имя на тот момент советника, а ныне помощника президента РФ Игоря Левитина. Тогда же в ответном письме из президентской администрации идея была названа «заслуживающей внимания» – при условии «реализации за счет привлечения частных инвестиций».
Ахиллесовой пятой второго, «кедрового» проекта является отсутствие его хотя бы ясно изложенного формального описания. Тема уже с прошлого года периодически проявляется в информационном пространстве, но понять, что она собой представляет в структурированном виде, пока невозможно.
Не исключаю в этом изначальной преднамеренности. Поскольку сложно дискутировать с ситуативными динамическими идеологемами. Ведь все «на словах», соответственно, у вас как инициатора в резерве всегда остается место для отвода любой попытки критического осмысления, достаточно указать на неверную интерпретацию либо пресловутую вырванность из контекста. С другой стороны, у темы довольно высокий PR-эффект, у нее красивая внешняя оболочка, присутствует даже налет легкого фрондерства. Впрочем, на поверку не совсем понятное: как идеи развития азиатско-европейского транзита и модернизации Восточного полигона с созданием транспортно-логистических центров принципиально вступают в противоречие с действующей редакцией КПМИ? Здесь, безусловно, имиджевая составляющая явно превалирует над сутевой.
– Можно ли утверждать, что инициативы, связанные с совершенствованием транспортной инфраструктуры на востоке страны, вращаются только вокруг перспектив развития экспорта?
– Заметьте, смычка всех подобных заявляемых инфраструктурных мегапроектов происходит на теме необходимости колоссальных объемов госфинансирования. Но нежность чувств к кейнсианской модели все же не должна камуфлировать существующие, мягко говоря, издержки в финансовом и проектном управлении.
Необходимо задаться вопросом: коль скоро заявляется подобная сверхцентрализация инфраструктурных полномочий за государством, то каковы геостратегические и геоэкономические ориентиры транспортных решений на востоке России? Начиная с первой половины – середины 2010-х гг. – от «китайского ветра в парусах» и серии восточных «валдайских» докладов – они обрели достаточно ясную привязку к китайским трансграничным инфраструктурным инициативам. Речь идет о логике активного встраивания в продвигаемый КНР проект Нового шелкового пути.
Мы видим, как все силы брошены на синхронизацию текущего этапа модернизации Восточного полигона с развитием Южно-Якутского угольного кластера. И планы по задействованию подавляющей части наличного состава желдорвойск начиная от Улака, станции примыкания к эльгинской промветке «А-Проперти», и далее в восточном направлении – тому наглядное подтверждение. Причем необходимость ускорения темпов на участке диктуется потребностью Китая в замещении австралийских, прежде всего коксующихся углей.
Кстати, это обстоятельство сразу увело прошлогоднее недовольство РЖД по поводу роста углеперевозок на востоке на второй-третий план. В госкомпании прозвучавший сигнал уловили, и теперь мы намного реже являемся свидетелями ситуаций, подобных осенним пикировкам угольщиков и железнодорожников вокруг целевых параметров грузоперевозок на Восточном полигоне.
– Можно ли говорить, что заявляемые инфраструктурные проекты отходят от китаецентричной модели?
– Оснований так считать пока нет. Тот же «Кедровый тракт» Олега Дерипаски на поверку отнюдь не про выстраивание государственной транспортной политики в Сибири и на Дальнем Востоке в пику Новому шелковому пути, как порой проговаривается. Будем прямолинейны: и транзитная, и производственная составляющие проекта – это геоэкономическое продолжение Нового шелкового пути.
В 2020 году Китай стал важным балансирующим рынком для всей алюминиевой отрасли, потребляя избыточные объемы производства из других стран мира. Чем не преминул воспользоваться тот же «Русал», приступив к освоению на своих крупнейших мощностях – Красноярском и Братском алюминиевых заводах – нового китайского рынка сбыта. Что мы и увидели в процентовке роста контейнерных перевозок цветмета по результатам 2020 года на Красноярской (на 46,3%) и Восточно-Сибирской железных дорогах (49,8%). Динамика, которую перевозчик получил именно за счет китайского фактора.
И даже инвестмодель «Транссиба 2.0», несмотря на общую попытку дистанцирования от китаецентричного вектора, оказывается в нее вписанной, поскольку базировалась на привлечении финансирования со стороны Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Банк создан в 2014 году по инициативе Китая, имеющего самую большую (свыше 25%) долю голосующих акций при рассмотрении стратрешений. АБИИ является на сегодня важнейшим финансовым инструментом развития проекта Нового шелкового пути, под реализацию которого он, в принципе, и создавался.
Беседовала Мария Салеева