• Ставка на полувагон
    1600
    0 %
    руб./сут.
    август 2022
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2022Г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 57.41 -1.04 EUR ЦБ РФ 55.41 -0.32
    BTC 19535.49 usd BTC 1176622.56 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.09.2022 15:28:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

РЖД vs частная собственность: юрист о переговорах с железнодорожным монополистом

Железнодорожный монополист имеет право изъять земельный участок и возведенные на нем постройки в публичных интересах, об этом РЖД-Партнеру рассказывает Дарья Филина, партнер бюро юридических стратегий Legal to Business. Она ссылается на положения ст. 49 Земельного кодекса РФ. Закон обязывает компенсировать потери собственнику, и вот за их размер можно и нужно бороться.
РЖД vs частная собственность: юрист о переговорах с железнодорожным монополистом
Дарья, Вы однозначно заявляете, что РЖД имеет право изымать частную собственность. Это так? Неужели даже суд не может защитить частную собственность?
– Перечень организаций, имеющих право обращаться с ходатайствами об изъятии участков для федеральных нужд, устанавливает правительство РФ в соответствии с п. 2 ст. 56.4 ЗК РФ. В их числе, в частности, субъекты естественных монополий, том числе дочерние организации ОАО «РЖД». Последняя изымает из частной собственности как земельные участки, так и жилые дома. Основания для изъятия определены законом, к ним относится в том числе строительство, реконструкция объектов федерального, регионального или местного значения – при отсутствии иных возможных вариантов, в том числе для объектов транспорта и связи, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

– Как происходит изъятие?
– Или на основании решения суда, или на основании договора, заключаемого с собственником. Договор нужен для того, чтобы зафиксировать в нем ключевые условия изъятия. Соглашение заключается в письменной форме между уполномоченным органом и каждым правообладателем. В соответствии с п. 1 ст. 56.10 ЗК РФ, в случае если изъятие происходит по инициативе организации (в данном случае – РЖД), она также будет стороной соглашения.

– Если собственник не согласен с изъятием, его может защитить суд?
– Если собственник не согласен с фактом изъятия или предлагаемыми условиями, то он может обратиться в суд. Но суд будет определять условия изъятия объектов недвижимости для государственных нужд. Он может принять сторону уполномоченного органа или правообладателя, а может не согласиться ни с тем, ни с другим и самостоятельно определить условия изъятия недвижимости.

Собственники вправе оспаривать как само изъятие объектов недвижимости, так и доказывать нарушения порядка изъятия, нарушение порядка принятия решения об изъятии (например, неуведомление собственников) либо наличие иных возможных вариантов для реконструкции железной дороги. Но, согласно нашей практике, большинство подобных споров заканчиваются в пользу государства, так как чаще всего суть спора заключается в несогласии с изъятием объекта из частной собственности.

– То есть права на отказ от изъятия у собственника нет?
– Фактически право на отказ у собственника отсутствует, так как при его несогласии с условиями изъятия на основании договора такое изъятие осуществляется принудительно в судебном порядке. Как неоднократно отмечал Конституционный суд Российской Федерации, специальным случаем ограничения права частной собственности на землю выступает принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд, сопровождаемое равноценной компенсацией потерь, причиненных таким изъятием (определения от 2 октября 2019 г. № 2619-О, № 2620-О и др.). Данное ограничение порождает для лица наиболее существенные последствия, поскольку в результате оно утрачивает всю совокупность правомочий, принадлежащих собственнику, ввиду прекращения его права на изымаемый участок.

Возможно принудительное отчуждение имущества в соответствии со ст. 235 и 306 ГК РФ. У правообладателя есть 90 дней с момента получения договора для того, чтобы выбрать дальнейший алгоритм действий – подписать соглашение и направить его в уполномоченный орган или организацию, по инициативе которой происходит изъятие, или же отказаться от подписания соглашения и представить свои возражения. В соответствии с положениями ст. 56.10 ЗК РФ, ст. 282 ГК РФ, если правообладатель не ответит после получения соглашения или компромисс не будет достигнут, уполномоченный орган или организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

– А если собственник откажется добровольно отдавать свою частную собственность, то его могут оштрафовать?
– Штрафных санкций за отказ собственника быть не может, так как права отказаться фактически нет. Финальное решение в случае недостижения соглашения принимается судом. Баланс конституционно признаваемых ценностей собственника достигается за счет обоснованности принимаемого решения и его соразмерности преследуемым целям, а также выплаты компенсации.

– Как долго могут идти судебные тяжбы?
– Практика по вопросу – в процессе формирования, а каждое дело настолько индивидуально, что дать однозначный ответ достаточно сложно. Анализ судебной практики и наш опыт показывают, что в среднем на рассмотрение таких споров уходит от одного до двух лет.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
  • Перевозка сборных грузов: спрос растет?
    Как в последнее время изменились маршруты отправки сборных грузов, насколько в этой сфере сейчас сильна конкуренция между различными видами транспорта, как сберечь ценные грузы в пути следования и не наткнуться на недобросовестного перевозчика, а также почему сейчас вырос спрос на сборные отправки и надолго ли это – эти и другие вопросы обсудили участники онлайн-семинара «Перевозка дорогостоящих, в том числе сборных, грузов мелкими партиями», организованного журналом «РЖД-Партнер». Читайте наш специальный проект по ссылке.
  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions