• Ставка на полувагон
    1791
    -2.6 %
    руб./сут.
    ноябрь 2019
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 63.89 -0.32 EUR ЦБ РФ 70.41 -0.27
    BTC 8475.03 usd BTC 540622.16 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.04.2019 10:38:08
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Роль умной пломбы в цифровой экономике России

В пользе электронного пломбирования грузов уже никого убеждать не требуется. А вот поговорить о том, как дальше развиваться этому сегменту рынка, стоит. От решений, которые будут приняты, могут зависеть цена и качество услуг, которые оплатит потребитель. На эту тему и состоялась беседа с руководителем Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок Петербургского государственного университета путей сообщения (НОЦ ПП ПГУПС), д. э. н., профессором Анатолием Зайцевым.
Роль умной пломбы в цифровой экономике России
Опыт, которым можно гордиться

– Анатолий Александрович, сейчас много говорят о цифровизации. В указах президента РФ № 203 от 09.05.2017 г. «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» и № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ставятся задачи разработки и внед­рения цифровых технологий в транспортный комплекс страны, развития транспортных коридоров Запад – Восток и Север – Юг через территорию РФ, повышения эффективности контроля и безопасности перевозок грузов по территории страны автомобильным и железнодорожным транспортом. Как Вы оцениваете роль электронного пломбирования в этом плане?

– Ученые призваны предвидеть потребности общества и предлагать научные разработки, стимулирующие научно-техническое развитие, что в данном контексте и выполнено. Более 5 лет назад ПГУПС стал инициатором разработки электронного запорно-пломбировочного устройства (ЭЗПУ), осуществляющего дистанционный контроль в режиме реального времени за местонахождением, сохранностью грузов, дополнительными параметрами (температура, влажность, освещенность внутри контейнера).

При разработке ставились задачи обеспечения полноценного электронного документооборота, исключения влияния человеческого фактора на процесс пломбирования, гарантированной передачи служебной информации по всему маршруту перевозки с использованием трех каналов передачи данных – спутниковой, мобильной и канала ближней связи; развития транспортной логистики через мониторинг соблюдения маршрута, срока доставки, контроля стоянок, остановок и т. д.

Взаимодействие практиков и ученых ПГУПС помогло решить все поставленные задачи: создана уникальная система электронного пломбирования «Биг Лок» с электронным блоком «Сириус». Серийное производство начато с 2016 года.

Опытная эксплуатация системы проводилась на полигоне Октябрьской железной дороги, научно-технический совет которой дал самую высокую оценку инновационному отечественному устройству. С появлением национальной программы «Цифровая экономика РФ» роль цифровых технологий, в частности внедрения электронного пломбирования, признана на всех уровнях власти.

Бизнес также заинтересован в использовании устройств, способных влиять на скорость доставки грузов за счет ускорения административных процедур при введении электронного документооборота. Особенно актуально использование ЭЗПУ при международных перевозках и придание ему статуса таможенной пломбы, что обеспечит безостановочное движение грузов, бесшовное прохождение границ, сократит время таможенных операций, повысит безопасность на транспорте.

– Сегодня назрела острая необходимость создания системы отслеживания транзитных перевозок по территории страны, особенно в отношении санкционных товаров. В прессе активно обсуждается вариант создания системы контроля транзита на основе системы «Платон». На сайте Минтранса России даже называется ориентировочная стоимость данного проекта – около 450 млрд руб. Какое решение, по-вашему, является оптимальным?

– Сегодня ведется серьезная работа по созданию единой цифровой транспортно-логистической системы в РФ, формируется цифровая платформа транспортного комплекса (ЦПТК) России. Задача на первом этапе – открыть границы для транзита санкционных товаров через РФ. Далее – постараться повысить привлекательность маршрутов. В том числе за счет использования электронного документооборота, снижения административных барьеров, обеспечения высокой скорости, безопасности перевозок и сохранности грузов.

Оператором госсистемы отслеживания транзита действительно планируется назначить ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (ООО «РТИТС», оператор «Платона»). Предполагается, что ООО «РТИТС» получит статус национального оператора пломбирования.

При этом важно понимать, что государственная система контроля международных транзитных автомобильных и железнодорожных перевозок уже создана более 3 лет назад и успешно эксплуатируется по сей день. В соответствии с указом президента РФ № 1 от 01.01.2016 г. АО «ГЛОНАСС» разработало и внедрило систему «ЭРА-ГЛОНАСС Транзит». Основным элементом контроля доступа к грузу с этого времени успешно применяется основной элемент системы «Биг Лок» – ЭЗПУ «Сириус». С начала эксплуатации системы опломбировано более 26 тыс. вагонов, контейнеров и автофургонов. Система «ЭРА-ГЛОНАСС Транзит» и ЭЗПУ «Сириус» – полностью готовое прорывное решение, отлично себя зарекомендовавшее, позволяющее надежно контролировать сохранность перевозимых грузов и следить за перевозками.

Безусловно, на рынке должна присутствовать конкуренция. Нельзя делать ставки на какое-то одно устройство, пусть и являющееся лидером на сегодняшний день. Будут появляться и новые разработки. Мы, со своей стороны, нацелены на постоянное развитие и совершенствование системы, стремимся дополнить ЭЗПУ «Сириус» новыми функциональными возможностями, отвечающими новым требованиям потребителей.

Оптимальным решением, по нашему мнению, является развитие системы «ЭРА-ГЛОНАСС Транзит», совершенствование успешно применяемого ЭЗПУ «Сириус» и создание новых ЭЗПУ. Это минимизирует расходы государства, а широкое внедрение электронного пломбирования и создание ЦПТК позволят России предложить конкурентоспособный, безопасный, прозрачный транзитный сервис между Европой и Азией. Это увеличит поступления в бюджет и повысит управляемость процессом транспортировки грузов всеми контролирующими органами.

Доказано практикой

– В 2018 году проведен эксперимент по мониторингу автомобильного транзита в рамках ЕАЭС с использованием навигационных пломб. Россия навешивала пломбу «Стерх-5», а Казахстан – пломбу «Биг Лок». Каковы результаты эксперимента?

– Все верно, ЭЗПУ «Сириус» (АО «ИПК «СТРАЖ») отработали успешно, без замечаний. А вот пользователи устройства «Стерх-5» (ООО «РТИТС») столкнулись с трудностями в связи с отсутствием на маршруте перевозки полного покрытия сотовой связью для передачи служебной информации. Были зафиксированы случаи ложного срабатывания пломб с выдачей тревожного сигнала. Негерметичность корпуса устройства привела к попаданию внутрь него воды. Таким образом, «Стерх-5» требует доработки и модернизации – как по конструкции, так и по функционалу, а также надежности работы.

– Известно ли Вам, какие решения готовятся правительством в области электронного пломбирования?

– Являясь руководителем научного сопровождения развития ЭЗПУ, я, конечно же, в курсе событий.

В Минтрансе озабочены вопросами формирования единой цифровой платформы транспортного комплекса страны, принимают меры по повышению привлекательности транзита по территории РФ, увеличению конкурентоспособности транспортной отрасли страны.

Для успешной реализации поставленных задач, на мой взгляд, прежде всего надо обобщить и учесть все то положительное, что уже создано и успешно работает в нашей стране для мониторинга товаров. Для этого требуются качественные, надежные отечественные устройства и программное обеспечение. Минтранс должен уделить максимум внимания вопросу регламентации всех технических, конструктивных, функциональных, защитных, эксплуатационных, эргономических требований, а также требований к надежности, безопасности, патентной чистоте и маркировке устройств.

Сегодня эти вопросы регламентированы общими требованиями к механическим запорно-плом­бировочным устройствам, применяемым для пломбирования грузовых вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте РФ (утверждены приказом МПС от 25.06.2003 г.), требованиями к средствам идентификации (пломбам), функционирующим на основе технологии ГЛОНАСС (утверждены постановлением Правительства РФ № 147 от 27.02.2016 г.), ГОСТ Р 55557-2013 (ИСО 18185-2:2007) и правилами, которые содержатся в соглашении о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). Минтранс до 2020 года планирует отменить действие части старых документов без замены их на новые нормативные акты, что недопустимо. Подобный подход создаст правовой вакуум в данном вопросе. Необходимо совершенствовать и развивать требования, проверенные временем, а не отменять их.

Для реализации поставленных задач в рабочую группу при Минтрансе должны быть включены специалисты и АО «ИПК «СТРАЖ» – как производителя, зарекомендовавшего себя надежным многофункциональным устройством ЭЗПУ «Сириус», и ПГУПС – как организации, осуществляющей научное сопровождение данной разработки и более 5 лет занимающейся исследованиями и стимулированием цифровизации экономики, и, конечно, АО «ГЛОНАСС». Вовлеченность опытных профильных специалистов позволит обеспечить эффективность предлагаемых нововведений, избежать ошибок, временных задержек и дополнительных капитальных вложений при создании и обеспечении устойчивой работы цифровой платформы транспортного комплекса России.

Многие специалисты однозначно считают, что оператором (хозяином) системы верхнего уровня (в части обработки всей поступающей с электронных пломб информации) должна быть одна организация, уполномоченная государством. Сегодня это АО «ГЛОНАСС». Но электронные средства пломбирования, устанавливаемые на транспортные средства, целесообразно использовать от разных производителей – прежде всего отечественных.

Конечно же, их изделия должны отвечать единым техническим требованиям и иметь техническую возможность интеграции с единой цифровой транспортной платформой.

Допуск электронных пломб разных производителей не только обеспечит конкуренцию, но и станет реальным подтверждением курса на поддержку малого и среднего предпринимательства. Рынок способен сам определить, какие устройства будут эффективны. Монополизм одного производителя точно не на пользу российской транспортной системе.

В целом можно порадоваться за успехи России, обладающей инновационными устройствами элект­ронного пломбирования, не имеющими мировых аналогов. Это обеспечит выполнение положений транспортной стратегии Российской Федерации, повысит привлекательность транзитных транспортных коридоров Запад – Восток и Север – Юг через территорию России, увеличит бюджетные поступления от транзитных платежей.

Теперь надо только грамотно и по-государственному распорядиться этим нашим преимуществом.

Беседовал Александр Солнцев

P.S. На выставке «ТрансРоссия-2019», в павильоне № 1, зал № 4, D695 – стенд АО «ИПК «СТРАЖ». Приглашаем желающих его посетить.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

России нужен отечественный завод полного цикла по производству подшипников

России нужен отечественный завод полного цикла по производству подшипников
Принудительный переход вагонного парка России на подшипники кассетного типа отменен, но тем не менее вопрос перехода на более современный тип оборудования для подвижного состава остается актуальным. О возможностях отечественной промышленности по локализации производства кассетных подшипников и существующих проблемах мы разговариваем с заместителем генерального директора союза производителей подшипников «МРК «Подшипник» Александром Боковым.
РЖД-Партнер

Скоропорт перейдет на авто, если РЖД не изменит свою политику

Скоропорт перейдет на авто, если РЖД не изменит свою политику
В 2018 году доля железной дороги в общем объеме перевозок скоропорта сократилась до 5,1%. Тенденция ухода продуктов этого класса в сегмент автоперевозок сохраняется, несмотря на то, что пока загрузка парка близка к критической. Руководитель группы железнодорожных операций FM Logistic Сергей Друговской рассказал, почему скоропортящиеся грузы уходят с железных дорог и стоит ли вовсе искать новые «холодильники».
РЖД-Партнер

Вагоноремонтный дивизион холдинга «Новотранс» готов к вызовам рынка

Вагоноремонтный дивизион холдинга «Новотранс» готов к вызовам рынка
Около 14% рынка ремонтов грузовых вагонов охватывают 4 высокотехнологичных предприятия ООО «Ремонтная компания «Новотранс», предоставляя полный комплекс услуг по техническому и сервисному обслуживанию подвижного состава. В этом году вагоноремонтные предприятия «Новотранс» вышли на среднемесячный объем свыше 5 тыс. вагонов плановых видов ремонта и 6 тыс. колесных пар капитального ремонта. РЖД-Партнер обсудил вызовы, стоящие перед отраслью, и инновационные решения, предлагаемые компанией, с заместителем генерального директора по ремонту подвижного состава РК «Новотранс» Вячеславом Полуниным.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort