+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.11.2020 17:35:36
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Развитие восточного плеча Северного широтного хода является актуальной темой

Северный широтный ход (СШХ) оказался в числе проектов, исключенных из обновленного проекта инвестпрограммы ОАО «РЖД» на 2020–2023 гг. общим объемом около 3 трлн руб. А именно на модернизацию Северной и Свердловской железных дорог под проект СШХ будет выделено 4,7 млрд руб. вместо запланированных ранее 96,6 млрд руб. за 3 года. Вместо грузовых проектов и проектов обновления и строительства инфраструктуры (в их числе оказался и Северомуйский тоннель) в приоритете у монополии большие пассажирские проекты. С чем связана необходимость сокращения инвестирования проекта Северного широтного хода? Каковы дальнейшие перспективы проекта? И насколько необходимо ускорение его реализации? Эти и другие вопрос РЖД-Партнер задал эксперту Института управления и регионального развития РАНХиГС при президенте РФ Ринату Резванову.
Развитие восточного плеча Северного широтного хода является актуальной темой
– Ринат, насколько значительным оказалось сокращение финансирования?

 – Конечно, 100 млрд руб., запланированных инвестпрограммой госкомпании на 2020–2022 гг., не идут ни в какое сравнение с заявляемыми 4,7 млрд. И это не считая 123,5 млрд руб., планово привлекаемых СПК-концессионером проекта – ООО «СШХ», а также со стороны ПАО «Газпром».

Впрочем, справедливости ради необходимо отметить: о секвестировании госсредств на проект СШХ было заявлено еще осенью прошлого года, когда принимался федеральный бюджет на 2020 год и плановые периоды 2021 и 2022 гг. Напомню, тогда объем запланированных на СШХ в 2020 году госсредств (через Росжелдор) оказался снижен более чем в 5 раз – до итоговых 1,48 млрд руб.

– Уточните для начала, что сейчас считается Северным широтным ходом? И в каких границах отображен проект в главных стратегических документах отрасли?

 – На первый взгляд, довольно тривиальный вопрос, ответ на который только далеко не так прост. В утвержденных весной прошлого года стратегических программах РЖД – ДПР до 2025 года с прилагаемой к ней инвестпрограммой – говорится лишь об «усилении инфраструктуры» двух железных дорог, Северной и Свердловской, «в рамках проекта по созданию Северного железнодорожного широтного хода». Соответственно никакие конкретные участки или направления не приведены, в отличие, к примеру, от той же Южно-Сибирской магистрали, вошедшей в «модернизационный» пакет Транссиба и отображенной в инвестпрограмме РЖД в довольно четких границах линии Артышта – Междуреченск – Тайшет.

Как ни удивительно, не вносит ясности в понимание контуров СШХ (несомненно, одного из суперключевых для российской Арктики инфраструктурных проектов) и госпрограмма «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», последняя редакция которой приходится на весну 2020 года. При этом, что любопытно, «арктическая» госпрограмма расходится с РЖД в оценках провозной способности будущей линии: от 20 млн т, приведенных в госпрограмме (причем уже к 2020 г.), до 23,9 млн т, заявленных в инвестпрограмме РЖД.

В схеме территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта под титулом Северного широтного хода указан только участок Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево. Строительство же на линиях Обская – Салехард и Салехард – Надым запланировано «в рамках реализации инвестиционного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный»». В целом все верно, но и в этом случае документ стратегического планирования не задает хотя бы общие границы арктического железнодорожного коридора, рассматривая его не в комплексе, но в разбросанных частностях.

И только в ведомственных документах Минфина России при утверждении кодов бюджетной классификации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 гг. Северный широтный ход наконец-то обретает свою форму: Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево.

 – Другими словами, остается возможность некой корректировки проекта?

 – В фиксируемой нами открытости формата стратегических документов в отношении проекта Северного широтного хода есть пусть и внешне неявная, но вполне осязаемая интегративная функция. Эта пресловутая открытость, по сути, оставляет возможным дискурс по дальнейшей проектной пересборке СШХ. Ведь не секрет, что когда еще проект только обсуждался, в качестве конечной точки железнодорожного хода на востоке фигурировала не только ст. Коротчаево Свердловской железной дороги, но и грузовая станция Дудинка Норильской железной дороги.

В этом случае маршрут продлевался на 120–125 км восточнее Коротчаево до проектируемой станции в районе Южно-Русского нефтегазового месторождения в Красноселькупском районе ЯНАО. От месторождения широтный ход следовал до енисейского порта Игарка по линии бывшей железнодорожной стройки № 501 – № 503, возводившейся в конце 1940-х – начале 1950-х гг. С выходом к Енисею серьезным удорожанием проекта становилось строительство мостового перехода. При этом ширина русла Енисея в приполярной зоне варьируется от 3,5 до 5 км. Для сравнения, длина проектируемого совмещенного моста через Обь в Салехарде составляет 2,4 км.

В целом протяженность восточного плеча СШХ от Коротчаево через Ермаково и Игарку до морпорта Дудинка составляет более 820 км. То есть, по сути, речь идет о самостоятельном инфраструктурном проекте, учитывая уже утвержденные сегодня 707 км Северного широтного хода.

 – А каковы преимущества продолжения СШХ до ст. Дудинка?

 – В пользу продолжения СШХ до Дудинки указывают три аргумента. Во-первых, железная дорога пройдет через комплекс нефтегазовых месторождений Восточной Сибири. Это не только уже приведенное Южно-Русское НГМ, но и целая группа месторождений, входящих в структуру проекта «Восток Ойл», – это 15 месторождений Ванкорского кластера, Западно-Иркинский участок, Пайяхская группа месторождений и месторождения Восточно-Таймырского кластера. Соответственно возникает потребность транспортно-логистического сопровождения ресурсного освоения новых приполярных территорий.

Во-вторых, линия СШХ получает сопряжение с одной из самых северных железных дорог мира – Норильской. Тем самым регион получал бы возможность диверсифицировать транспортное сообщение, как грузовое, так и пассажирское, интегрировавшись в общесетевую систему железнодорожных сообщений. Стабильная доставка грузов и продукции позволила бы минимизировать существующую зависимость от сезона и периода навигации. К тому же ввод дороги позволил бы приступить к масштабной утилизации лома черных и цветных металлов, накопившегося в Норильском промрайоне.

В качестве третьего аргумента выступает формирование в регионе арктической Таймыро-Туруханской опорной зоны в соответствии с госпрограммой по развитию российской Арктической зоны. Проектом планируется привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры Норильского промрайона, создание Усть-Енисейского и Хатангского центров нефтегазодобычи, а также Диксонского центра угледобычи. Реализация проекта, как ожидается, позволит ежегодно экспортировать с севера Красноярского края до 3 млн т угля и до 5 млн т нефти с созданием до 4 тыс. дополнительных рабочих мест.

О том, что интенции, связанные с развитием восточного плеча СШХ, продолжают оставаться в актуальной повестке, более того, уже идет процесс формирования потенциальных точек сборки СШХ-2, говорит организованная в 2019 году комплексная экспедиция по изучению перспективного маршрута продления Северного широтного хода до Норильска. Здесь примечателен сам перечень инициаторов экспедиции, в числе которых Русское географическое общество, экспедиционный центр Минобороны России, Российский университет транспорта, военно-топографическое управление Генерального штаба Вооруженных сил РФ, а также Российский центр освоения Арктики.

 – К вопросу об инфраструктуре Арктики: буквально на днях главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным докладывал ему о начале практической реализации проекта «Восток Ойл». Какую роль играет этот проект в развитии СШХ?

 – Сейчас уже завершены проектно-изыскательские работы по строительству магистрального трубопровода протяженностью 770 км и морского терминала «Порт бухта Север» на Таймыре. Прогнозируется, что в рамках проекта «Восток Ойл» будет добываться, транспортироваться и перегружаться до 50 млн т нефти в год, а при реализации второй очереди – до 100 млн т. Для нас же существенно, что еще в октябре прошлого года, оценивая структуру «Восток Ойла», замминистра энергетики Павел Сорокин, курирующий нефтегазовый блок министерства, акцентировал внимание в числе прочего на необходимости строительства железной дороги в регионе развертывания проекта.

Собственно, детали по строительству железнодорожной инфраструктуры в рамках «Восток Ойла» по сегодняшний день не раскрываются. Но с большей долей вероятности можно предположить, что речь как раз может идти о потенциальном Северном широтном ходе – 2. Тем более не стоит забывать, что тот же основной объем средств федерального бюджета на обеспечение госучастия в проекте СШХ был всего лишь перенесен с этого года на 2022-й, но вовсе не аннулирован. Минфин уже зарезервировал выделение через год на эти цели около 10,8 млрд руб.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions