– Предпосылки понятны – это долгосрочное планирование развития под инвестиционный цикл. Для того чтобы привлечь в любую отрасль инвестиции, должна быть понятна государственная политика и конфигурация развития инфраструктуры перевозочных средств на более длительную перспективу, чем это было и пока остается в рамках бюджетного планирования, рассчитываемого на 3 года.
– Что стоит учесть в реализации магистрального плана?
– Все текущие планы по развитию железнодорожной инфраструктуры должны способствовать развитию тех отраслей экономики, которые железная дорога обслуживает. По нашему мнению, РЖД не являются самостоятельной отраслью, которая может развиваться в отрыве от планов грузовладельцев. Если мы говорим о долгосрочном проекте, следует начинать с системного планирования грузовой базы. Этой составляющей сейчас не хватает. Внешние рынки волатильны, и ситуация в условиях торговых войн может развиваться по незапланированному сценарию.
Поэтому, на наш взгляд, с наиболее крупными грузоотправителями следует заключать длительные договоры на обеспечение транспортного обслуживания. Ситуация такова, что 150 грузоотправителей (из нескольких тысяч) дают 60% погрузки на сети.
Такая мера позволила бы инвесторам и ОАО «РЖД» компенсировать часть вложенных в развитие инфраструктуры средств при возникновении непредвиденных обстоятельств. К примеру, в случае если новый железнодорожный участок не окупается и погрузка падает более чем на 30%, включается механизм компенсации потерянных доходов. Здесь можно говорить о включении сетевой инвестиционной составляющей. Это можно сделать предметом трехстороннего договора между железной дорогой, государством и грузоотправителем.
Только когда мы защитим инвестиции и доходы гарантированными механизмами, мы сможем реализовывать такие грандиозные проекты. Пока таких инструментов нет и говорить о гарантированном выполнении анонсированных планов не приходится.
– Как этот план соотносится с проектами развития других видов транспорта?
– Никак, он недостаточно системный. Не стоит забывать о развивающейся конкуренции с иными видами транспорта, существенном переключении грузов II и III классов и даже иногда I класса на грузовой автомобиль. Кроме того, активно развивается трубопроводный и продуктопроводный транспорт.
Главной проблемой, на наш взгляд, является то, что за периметр федерального регулирования выведены пути необщего пользования. Ситуация там плачевная – и в плане состояния инфраструктуры, и в плане тарифной политики. Они регулируются совершенно по разным методикам. Ставки, в расчете на т-км, отличаются в несколько раз. Стоит вернуть федеральный уровень регулирования путей необщего пользования, хотя бы для универсализации норм, правил и методик построения тарифов с обязательным их включением в периметр долгосрочного планирования.