+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.06.2021 11:05:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

При сохранении высоких цен на металл на внутреннем рынке выпуск грузовых вагонов может снизиться

Союз машиностроителей России обратился к вице-премьеру Юрию Борисову с предложениями для стабилизации цен на металл, среди которых субсидирование производства металлопродукции для них из допдоходов бюджета, отмена импортных пошлин на прокат и введение демпфера.
При сохранении высоких цен на металл на внутреннем рынке выпуск грузовых вагонов может снизиться
Ранее РЖД сообщили о том, что за январь – май этого года погрузка черных металлов на сети составила 28,8 млн т (+0,5%), лома черных металлов – 6,3 млн т (+24,7%).

Чем обусловлена такая динамика? И как рост цен отражается на характере перевозок металлургической продукции и, главное, на производителях подвижного состава? Эти вопросы РЖД-Партнер адресовал исполнительному директору союза «Объединение вагоностроителей» Евгению Семенову.

– Евгений Юрьевич, как рост цен на металлургическую продукцию влияет сегодня на вагоностроительную отрасль? Какие сложности возникают у производителей?
– В настоящее время на рынке металлопродукции, используемой в вагоностроении, сложилась критическая ситуация, которая требует регуляторных мер со стороны государства.
Цены на металлопрокат, поставляемый на внутренний рынок, за период с октября 2020 года по июнь текущего выросли более чем в 2 раза. Доля металла в себестоимости производства грузовых вагонов еще до начала роста цен превышала 70%. Рост себестоимости выпускаемой вагоностроителями продукции уже превысил 20%.

Вместе с тем повышение производителями цен на грузовые вагоны в настоящее время невозможно.
Российский рынок грузовых железнодорожных перевозок, являющийся в силу своей высокой емкости основным для российского машиностроения, все еще восстанавливается после эпидемии коронавирусной инфекции, низкий уровень ставок оперирования и сохраняющиеся риски закрытия границ ограничивают инвестиционные возможности транспортных компаний.

На внешних рынках позиции отечественных производителей могут быть подорваны из-за невозможности вести ценовую конкуренцию с ведущими мировыми производителями из стран, уже принявших меры по ограничению роста цен на металл. Это касается не только новых, но и традиционных рынков сбыта российской продукции вагоностроения, в высокой степени чувствительных к увеличению цен.

В результате при сохранении высокого уровня цен на металл на внутреннем рынке объем выпуска грузовых вагонов российскими предприятиями может снизиться ниже минимального уровня, необходимого для обеспечения стабильности работы заводов и сохранения их компетенций. Сложившаяся ситуация влечет за собой угрозу остановки системообразующих и градообразующих предприятий, производящих вагоны и комплектующие.

– Каковы Ваши прогнозы на дальнейшее развитие событий в этом году?
– В текущей ситуации давать прогнозы очень сложно. Увеличение стоимости металлопродукции в I квартале 2021 года спровоцировало существенный рост себестоимости грузовых вагонов и вывело их производство на многих площадках за пределы рентабельности. С учетом того, что данную ситуацию невозможно назвать нормальной, а рост цен на металл продолжается, нельзя исключать возможность пересмотра или разрыва существующих контрактов на поставки вагонов со стороны покупателей в случае вынужденного повышения цен на вагоны.

По текущим данным, количество вагонов, произведенное за 4 месяца текущего года, превысило 20 тыс. ед., что соответствует прошлогодним производственным показателям за тот же период.

Как будет складываться ситуация в дальнейшем, зависит в первую очередь от тех мер, которые примет правительство Российской Федерации.

– Насколько необходимы государственные меры поддержки в существующих условиях?
– Как уже было сказано, без вмешательства государства в сложившейся ситуации не обойтись. Для снижения рисков и предотвращения банкротств предприятий, производящих вагоны и комплектующие, союзом «Объединение вагоностроителей» выработан перечень предложений по системным мерам, направленным на ценовую стабилизацию на рынке металлопродукции, используемой при производстве грузовых вагонов. Данные предложения были направлены в правительство РФ.

– На днях подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию Министерства экономического развития РФ скорректировала экспортные пошлины на лом черных металлов. Процентная составляющая пошлины останется неизменной – 5% от таможенной стоимости. При этом для повышения эффективности таможенного администрирования и предотвращения занижения таможенной стоимости при экспорте будет изменен минимальный размер пошлины с €45 до €70 за тонну. Таким образом, ставки вывозных таможенных пошлин на отходы и лом черных металлов составят 5%, но не менее €70 за 1 тонну. Каковы Ваши прогнозы о дальнейшей ситуации на вагоностроительном рынке с учетом введения пошлины?
– По мнению союза, данная мера позволит ограничить рост цен на лом, закупаемый металлургическими предприятиями, однако кардинальных перемен в сложившуюся на рынке металлопродукции ситуацию не внесет.

Порядок цифр, с которыми растет цена на металл на мировых рынках, несопоставим с размером увеличения пошлины на вывоз лома черных металлов. Возможно, в результате такого повышения некоторые производители комплектующих получат маленькую передышку в существующей ценовой гонке, но для стабилизации ситуации на рынке металлопродукции в целом данной меры будет недостаточно.

Беседовала Наталья Гусаченко

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions