+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.06.2021 11:05:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

При сохранении высоких цен на металл на внутреннем рынке выпуск грузовых вагонов может снизиться

Союз машиностроителей России обратился к вице-премьеру Юрию Борисову с предложениями для стабилизации цен на металл, среди которых субсидирование производства металлопродукции для них из допдоходов бюджета, отмена импортных пошлин на прокат и введение демпфера.
При сохранении высоких цен на металл на внутреннем рынке выпуск грузовых вагонов может снизиться
Ранее РЖД сообщили о том, что за январь – май этого года погрузка черных металлов на сети составила 28,8 млн т (+0,5%), лома черных металлов – 6,3 млн т (+24,7%).

Чем обусловлена такая динамика? И как рост цен отражается на характере перевозок металлургической продукции и, главное, на производителях подвижного состава? Эти вопросы РЖД-Партнер адресовал исполнительному директору союза «Объединение вагоностроителей» Евгению Семенову.

– Евгений Юрьевич, как рост цен на металлургическую продукцию влияет сегодня на вагоностроительную отрасль? Какие сложности возникают у производителей?
– В настоящее время на рынке металлопродукции, используемой в вагоностроении, сложилась критическая ситуация, которая требует регуляторных мер со стороны государства.
Цены на металлопрокат, поставляемый на внутренний рынок, за период с октября 2020 года по июнь текущего выросли более чем в 2 раза. Доля металла в себестоимости производства грузовых вагонов еще до начала роста цен превышала 70%. Рост себестоимости выпускаемой вагоностроителями продукции уже превысил 20%.

Вместе с тем повышение производителями цен на грузовые вагоны в настоящее время невозможно.
Российский рынок грузовых железнодорожных перевозок, являющийся в силу своей высокой емкости основным для российского машиностроения, все еще восстанавливается после эпидемии коронавирусной инфекции, низкий уровень ставок оперирования и сохраняющиеся риски закрытия границ ограничивают инвестиционные возможности транспортных компаний.

На внешних рынках позиции отечественных производителей могут быть подорваны из-за невозможности вести ценовую конкуренцию с ведущими мировыми производителями из стран, уже принявших меры по ограничению роста цен на металл. Это касается не только новых, но и традиционных рынков сбыта российской продукции вагоностроения, в высокой степени чувствительных к увеличению цен.

В результате при сохранении высокого уровня цен на металл на внутреннем рынке объем выпуска грузовых вагонов российскими предприятиями может снизиться ниже минимального уровня, необходимого для обеспечения стабильности работы заводов и сохранения их компетенций. Сложившаяся ситуация влечет за собой угрозу остановки системообразующих и градообразующих предприятий, производящих вагоны и комплектующие.

– Каковы Ваши прогнозы на дальнейшее развитие событий в этом году?
– В текущей ситуации давать прогнозы очень сложно. Увеличение стоимости металлопродукции в I квартале 2021 года спровоцировало существенный рост себестоимости грузовых вагонов и вывело их производство на многих площадках за пределы рентабельности. С учетом того, что данную ситуацию невозможно назвать нормальной, а рост цен на металл продолжается, нельзя исключать возможность пересмотра или разрыва существующих контрактов на поставки вагонов со стороны покупателей в случае вынужденного повышения цен на вагоны.

По текущим данным, количество вагонов, произведенное за 4 месяца текущего года, превысило 20 тыс. ед., что соответствует прошлогодним производственным показателям за тот же период.

Как будет складываться ситуация в дальнейшем, зависит в первую очередь от тех мер, которые примет правительство Российской Федерации.

– Насколько необходимы государственные меры поддержки в существующих условиях?
– Как уже было сказано, без вмешательства государства в сложившейся ситуации не обойтись. Для снижения рисков и предотвращения банкротств предприятий, производящих вагоны и комплектующие, союзом «Объединение вагоностроителей» выработан перечень предложений по системным мерам, направленным на ценовую стабилизацию на рынке металлопродукции, используемой при производстве грузовых вагонов. Данные предложения были направлены в правительство РФ.

– На днях подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию Министерства экономического развития РФ скорректировала экспортные пошлины на лом черных металлов. Процентная составляющая пошлины останется неизменной – 5% от таможенной стоимости. При этом для повышения эффективности таможенного администрирования и предотвращения занижения таможенной стоимости при экспорте будет изменен минимальный размер пошлины с €45 до €70 за тонну. Таким образом, ставки вывозных таможенных пошлин на отходы и лом черных металлов составят 5%, но не менее €70 за 1 тонну. Каковы Ваши прогнозы о дальнейшей ситуации на вагоностроительном рынке с учетом введения пошлины?
– По мнению союза, данная мера позволит ограничить рост цен на лом, закупаемый металлургическими предприятиями, однако кардинальных перемен в сложившуюся на рынке металлопродукции ситуацию не внесет.

Порядок цифр, с которыми растет цена на металл на мировых рынках, несопоставим с размером увеличения пошлины на вывоз лома черных металлов. Возможно, в результате такого повышения некоторые производители комплектующих получат маленькую передышку в существующей ценовой гонке, но для стабилизации ситуации на рынке металлопродукции в целом данной меры будет недостаточно.

Беседовала Наталья Гусаченко

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions