+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.02.2023 10:00:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Поезда как пули, самолеты как ракеты: каким будет транспорт будущего?

После введения санкций в отношении участников транспортной отрасли на передовую транспортного рынка вышел в том числе вопрос развития цифровых современных технологий. Электромобили, беспилотники, аэротакси и т. д. – все эти проекты находятся в разной степени разработки и эксплуатации в РФ: одни поэтапно внедряются, другие встречают массу сопротивления со стороны властей. Но так или иначе их главная цель – сделать перевозку (грузов или пассажиров) более автономной, удобной, дешевой и экологичной. РЖД-Партнер собрал информацию о транспорте будущего и перспективах его появления и эксплуатации не только в России, но и за рубежом.
Поезда как пули, самолеты как ракеты: каким будет транспорт будущего?
Разная степень развития

Весной прошлого года Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с помощью анализа больших данных выявил перспективные технологии для транспорта и логистики, которые меняют саму отрасль и определяют контур мобильности будущего.

Эксперты отмечают, что сегодня интерес ученых в сфере цифровых технологий преимущественно сфокусирован на воздушном транспорте, а бизнеса – на автомобильном. И если один вид транспорта или технология уже в доступе и активно тиражируется (например, интеллектуальные транспортные системы), то другой вид – только зарождается (например, аэротакси).

Так, согласно исследованию, топ-15 технологий транспорта и логистики возглавили беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Беспилотные автомобили находятся на 4-м месте, а электромобили – на 7-м. Последние места рейтинга занимают системы управления складом и высокоскоростные поезда на магнитной подушке.

Вакуумный поезд Hyperloop

Еще в 2012 году американский предприниматель, генеральный директор и главный инженер компании SpaceX Илон Маск предложил идею Hyperloop – передвижение капсул с пассажирами или грузами в трубах над поверхностью земли в условиях сильно разряженного воздуха со скоростью до 1220 км/ч.

В июне 2014 года была основана компания Hyperloop, а в октябре 2017 года реорганизована и переименована. Сама же концепция открыта, и к ее реализации может подключиться любой желающий.

В начале 2020-го глава РЖД Олег Белозеров заявил, что технология Hyperloop недостаточно проработана, и пока что не идет речи о том, чтобы ее применять в России. А в последние годы монополия не комментировала официально планы по участию в концепции.

Спустя полгода голландские партнеры проекта заявили о том, что Hyperloop может потеснить авиатранспорт на коротких внутриевропейских маршрутах уже через 30 лет.

В начале ноября прошлого года, наконец, компания Илона Маска Boring Company заявила о старте полномасштабных испытаний Hyperloop. При этом за несколько дней до этого в министерстве транспорта заявили, что идея Hyperloop является очень интересной, но государство финансировать этот проект не будет. Несмотря на все тщетные попытки добиться поддержки со стороны государства, развитие проекта не прекращается.

В России же, как ранее заявляли специалисты АО «ВНИИЖТ», строительство Hyperloop крайне целесообразно. Для реализации Hyperloop потребуется государственная программа, огромные вложения в инфраструктуру. На основе частного инвестирования проект Hyperloop в нашей стране не осуществить.

Поезд на магнитной подушке, или Маглев

Технология Маглев подразумевает движение состава под управлением силы электромагнитного поля без соприкосновения с поверхностью рельса. Проект является глубокой модернизацией созданной в начале 2000-х годов монорельсовой транспортной системы. Поезд сможет работать как в беспилотном режиме, так и при минимальном участии машиниста.

Интересно, что скорость, достигаемая поездом на магнитной подушке, сравнима со скоростью самолета и позволяет составить конкуренцию воздушному транспорту на ближне- и среднемагистральных направлениях (до 1000 км).

Первой в мире действующей железнодорожной линией на магнитной подушке стал Маглев в Шанхае, который в 2004 году соединил международный аэропорт Пудун со станцией метро Лунъянлу. Он преодолевает расстояние в 30 км за 7 с небольшим минут. Этот Маглев также является самым быстрым из функционирующих в мире коммерческих поездов на магнитной подушке: состав развивает скорость в 431 км/ч.

Сейчас поезда на магнитной подушке разрабатывают несколько стран мира. Рекорд скорости пассажирского состава принадлежит Японии: Маглев в этой стране в 2015 году на тестовом участке разогнался до 603 км/ч. А в Китае максимальная скорость движения рельсовых пассажирских поездов составляет 350 км/ч. Добавим, что в Японии в 2027 году планируется открытие регулярного движения между городами Токио и Наго.

В России корпорация «Московский институт теплотехники» (МИТ, входит в «Роскосмос») разработала поезд на магнитной подушке, который сможет работать в том числе в беспилотном режиме. В конце лета прошлого года было заявлено, что МИТ построит первую трассу с поездом на магнитной подушке для Ленинградской области. По планам это будет первый опытный образец серийной партии. А планы по запуску системы в эксплуатацию – 2025 год.

В августе–сентябре 2021-го в Москве проходили ходовые испытания монорельсовой транспортной системы на магнитной подушке. А после этого разработчики заявили, что Маглев будет потреблять на 30–40% энергии меньше, чем монорельс, который сейчас установлен на ВДНХ. Монорельс будет отличаться ходовой частью.

По подсчетам 2021 года возведение инфраструктуры для монорельса будет в 10 раз дешевле, чем метро.

Поезда на водороде

Последнее время активное внимание со стороны РЖД и Минтранса уделяется такому виду транспортных технологий будущего, как поезда на водородных топливных элементах. Плюсы подобной эксплуатации очевидны: такие составы безопаснее, экологичнее, тише, дешевле и проще в обслуживании. Сегодня проекты по их созданию реализуются в Германии, Франции, Великобритании, Китае, США и других странах.

Но месяц назад стало известно, что перевозка пассажиров на первых в России водородных поездах начнется в IV квартале 2025 года. Хотя изначально «Росатом» рассчитывал запустить эти поезда на Сахалине в этом году.

В «Русатом Оверсиз» (дочка «Росатома») корректировку сроков связывают с «инновационностью проекта». Другими словами, сроки уточняются по мере проработки технических решений, потому что запуск в эксплуатацию водородных поездов на Сахалине – очень сложный и наукоемкий проект.

По словам экспертов, из-за санкций и, как следствие, разрыва привычных логистических цепочек и необходимости замены поставщиков компонентов стоимость создания рельсового водородного подвижного состава для Сахалина вырастет почти на четверть.

В целом же локомотив на водороде на протяжении своего жизненного цикла (от выпуска до утилизации с учетом ремонтов) будет на 5–7% дешевле, чем на традиционном топливе – дизеле или газе.

Интересно, что первый в мире пассажирский поезд на водородном топливе Coradia iLint был разработан французской компанией Alstom и производится в немецком городе Зальцгиттер. Этот поезд может проехать на одной заправке около 1000 км. Кроме того, польская компания Pesa представила гибридный локомотив на водородных топливных элементах в Китае.

Беспилотный транспорт

Как уже было отмечено, беспилотные технологии по большей части развиваются в авто- и авиаотрасли. Но если перевозка пассажиров беспилотными самолетами – более отдаленная перспектива, то беспилотная доставка грузов развивается более-менее последовательно.

На днях стало известно о том, что Санкт-Петербург станет полигоном для тестирования доставки грузов беспилотными авиационными системами (БАС) в условиях городской среды. Это будет первый эксперимент в России такого рода. А в конце прошлого года в 38 регионах РФ был запущен экспериментальный правовой режим для беспилотных легковых и грузовых автомобилей. В его рамках компаниям требуется завершить подготовительный этап тестовой некоммерческой эксплуатации перед запуском беспилотных автомобилей в масштабную эксплуатацию.

Через пару недель стало известно, что технологический конкурс среди разработчиков решений для сферы беспилотных грузоперевозок будет запущен в России в первой половине 2023 года. Во время конкурса команды будут разрабатывать беспилотные технологии для мультимодальных грузовых перевозок на небольшие расстояния в пределах 60 км. Конкурс продлится до конца 2024-го.

Напомним, что в октябре 2022-го правительство РФ одобрило введение экспериментального правового режима на трассе М-11 «Нева».

По мнению экспертов, развитие технологий автономного вождения в области автомобильных грузоперевозок в этом году будет сопровождаться началом активного тестирования беспилотных магистральных тягачей. Кроме того, на рынке ждут развития технологии V2X (vehicle-to-everything, англ. «транспортное средство – ко всему»), позволяющей за счет обеспечения коммуникации между автомобилями и дорожной инфраструктурой повысить безопасность дорожного движения.

Что касается зарубежных коллег, для сравнения, в середине января стало известно о том, что Airbus создаст компанию для реализации программы выпуска беспилотников Zephyr. Последняя модификация высотного БПЛА Zephyr 8 работает полностью за счет солнечной энергии и имеет размах крыла 25 м при массе менее 75 кг. Он может подниматься на высоту более 21 тыс. м, а также зависать над заданной географической точкой.

Также в начале года Греция приступила к разработке и производству нового беспилотника, более сложного по сравнению с первой моделью, обладающего большими возможностями.

Электромобили

Среди всех названных видов транспорта будущего, пожалуй, именно электромобили можно назвать самыми эксплуатируемыми.

Всего на сегодня, по данным компании PUNKT E, в стране зарегистрировано более 100 моделей электромобилей, более 64 из которых представлено в количестве менее десяти машин.

По данным агентства «Автостат», на середину 2022-го российский парк электромобилей насчитывал 22 тыс. машин. Из них 3,4 тыс. – подзаряжаемые гибриды и 18,8 тыс. – аккумуляторные электромобили без двигателя внутреннего сгорания.

Любопытно, что по итогам прошлого года число регистраций новых электромобилей выросло более чем на 30%, несмотря на последствия санкций. Кроме того, эксперты говорят о том, что зарядная инфраструктура для электромобилей «растет опережающими темпами». Но в целом в России, с учетом масштабов страны, рынок зарядной инфраструктуры еще очень далек от перенасыщения. Одна из главных проблем – отсутствие свободной электрической мощности в удобном для установки зарядки электромобилей месте.

Буквально на днях ученые из ИТМО сообщили о разработке учеными Санкт-Петербурга первой в России системы беспроводной зарядки электротранспорта. С помощью этой системы можно будет зарядить любой электротранспорт – от электромобиля до электробуса.

Кроме того, стало известно, что «Росатом» в конце этого года запустит в технополисе «Москва» завод батарей для электротранспорта.

Добавим, что в 2021-м была принята «Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ до 2030 года», но работать она начала только в прошлом году, когда были опубликованы правила предоставления субсидий на установку зарядных станций и определены пилотные регионы для выделения средств на эти цели. В число таких регионов вошли Московская, Ленинградская, Нижегородская, Сахалинская области, Крым, Татарстан и Краснодарский край.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions