– Прошлый год стал одним из самых рекордных по количеству и сумме прошедших лизинговых сделок. Это связано в первую очередь с выросшими темпами замены универсальных вагонов, однако свою роль сыграли и некоторые виды специального парка, такие как хопперы и цистерны специального назначения.
– Какие особенности и тенденции в лизинговой сфере были наиболее заметны в ушедшем году?
– В 2017-м определяющими тенденциями стали резкое сокращение и без того низкой доли сделок для ВПК и машиностроения, что обусловлено продлением и расширением международных санкций. В то же время продолжались активные закупки техники для горнодобывающей промышленности по программам субсидирования Республики Беларусь. Еще один фактор – активное обновление железнодорожного парка за счет субсидирования приобретения новых вагонов, при росте доли специализированного состава, такого как хопперы, специальные цистерны. При этом доля сделок с новым подвижным составом существенно превысила долю сделок рефинансирования текущих парков, что отличает 2017 год от ретроспективы. Ушедший год также был в целом богат на предоставление государственных субсидий, направленных на поддержание и модернизацию российского производства. Кроме вагонов в программу вошла строительная техника, грузовой транспорт, водный транспорт, легкая промышленность и т. п. Кроме того, снижение ключевой ставки ЦБ РФ подогрело аппетит игроков не только к привлечению нового финансирования, но и к рефинансированию текущих сделок. На этом фоне общий рост доходности по всем видам подвижного состава в относительном выражении превысил рост цен на вагоны, что также подтолкнуло к увеличению спроса и в итоге к дальнейшему росту цен.
– Какие главные проблемы в сфере лизинга являются наиболее актуальными на сегодняшний день?
– Во-первых, это отмена льготы по налогу на имущество на федеральном уровне с 1 января 2018 года. Во-вторых, солидное число балансодержателей подвижного состава зарегистрировано в Москве, которая, в отличие от многих регионов, льготу на уровне субъекта Федерации не ввела. Также, несмотря на многочисленные обращения в части программ предоставления субсидий, до сих пор сохраняются некомфортные для лизинговых компаний условия и требования, в ряде случае провоцирующие привлечение кредитов или покупку за счет собственных средств вместо лизинга.
– Чем, на Ваш взгляд, был обусловлен опережающий рост (+120%) в сегменте лизинга железнодорожной техники? Сохранит ли он свою динамику и в 2018году?
– Продолжающаяся плановая замена парка, несмотря на снижающиеся темпы, все еще оказывает непосредственное влияние на активность привлечения лизингового финансирования. Рост цен и ставок аренды на подвижной состав при относительно комфортной стоимости денег заставляют игроков опережающими темпами заключать контракты на постройку вагонов. А рост ставок аренды привел к тому, что ряд операторов, кэптивных крупным производственным предприятиям и холдингам, постепенно предпочитает аренде приобретение собственного парка через схему лизинга.
– Ваш прогноз развития лизингового рынка на 2018 год и последующий период?
– Полагаю, что тенденция роста лизингового рынка в сфере ПС сохранится как минимум до начала осени 2018 года, однако затем не исключена стагнация. В итоге общий прирост рынка за год может составить порядка 20–30% по отношению к 2017 году. Ситуация вокруг налога на имущество, вероятно, может переориентировать часть игроков на приобретение имущества в лизинг, отказавшись от покупки за счет собственных средств. Не исключена, однако, и обратная ситуация. Вводимые с 2019 года новые правила отчетности по стандартам МСФО, вероятно, также поспособствуют увеличению доли сделок финансового лизинга и снизят долю операционного лизинга или аренды, за исключением традиционных для операционного лизинга сегментов – авиации и автомобилей.
Беседовала Оксана Перепелица