– Илья, на Ваш взгляд, насколько удачно выбрано место для строительства вокзала высокоскоростной магистрали в Санкт-Петербурге?
– Странно выглядит идея построить новый вокзал ВСМ где-то на заднем дворе торгового центра «Галерея», посередине между двух станций метро. Было бы ясно желание перенести на эту площадку пригородные электрички, освободив для ВСМ центральные пути главного вокзала Петербурга. Это было бы не лучшее решение, но хотя бы понятное. А на месте Кокоревских складов и 500-метровые платформы, необходимые для сдвоенных «Сапсанов», не поместятся.
– Градозащитники обеспокоены тем, что новое здание будут возводить на месте бывших складов Северного страхового общества. Насколько острый этот вопрос?
– Снос этих складов обязательно породит скандал, так как это исторические здания. Да, сегодня они не имеют статуса памятников, так как уже были исключены из перечня выявленных объектов культурного наследия. Однако там весь квартал входит в охранную зону, которую нужно менять на уровне городского закона. Все это возможно, но очень хлопотно и неприятно.
– Решение по расположению вокзала критикуется и с точки зрения организации транспортной инфраструктуры. Скорее всего, рост пассажиропотока в центр города приведет к коллапсу. Каково Ваше мнение на этот счет?
– Справедливо отмечено, что Лиговский проспект может не справиться с увеличением потока пассажиров. Это так и будет, если просто воткнуть там дополнительный вокзал, не преобразовывая район вокруг. Площадь Восстания и все окружающие магистрали – один из наиболее проблемных транспортных узлов центра. Здесь неудобно всем: пассажирам, пешеходам, автомобилистам, покупателям, такси, общественному транспорту.
– Возможен ли компромисс в данном вопросе?
– Складывается впечатление, что в Петербурге стали забывать, что такое транспортно-пересадочный узел. Ведь если все грамотно организовать, то заявленная величина пассажиропотока не приговор. Только нужно и чем-то жертвовать. Вероятно, площадь Восстания, Невский и Лиговский проспекты должны перестать быть транзитными магистралями для автомобилей. Это вполне в интересах города, пусть и трудно реализуемо. Общественный транспорт, такси, станции метро, использование подземного и надземного пространства – вполне можно организовать комфортный транспортный узел, который справится с потоком пассажиров. Подобные проекты предлагались и рассматривались, но для Петербурга остались «занимательной футурологией», так как слишком дорого и сложно. Но только так и возможно построить новый вокзал в центре современного европейского города. Например, Берлин или Вена тому наглядное доказательство. Если Петербург не может замыслить и воплотить нечто подобное, то лучше и не браться, а тихо построить новый терминал где-нибудь в промзоне рядом с метро, хотя, естественно, это не уровень пятого по населению города Европы.
Беседовала Мария Салеева