+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.11.2017 13:32:28
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Открытие Абхазской железной дороги выгодно всем сторонам

В конце ноября в Швейцарии представители России, Грузии и швейцарской компании SGS обсудят перспективы соглашения 2011 года о создании транспортных коридоров. Страны возобновили переговоры об открытии трех путей, два из которых пролегают через частично признанную Республику Абхазию. О том, какими техническими возможностями и экономическими перспективами обладают данные направления, рассуждает президент Института развития транспортных систем Александр Синев.
Открытие Абхазской железной дороги выгодно всем сторонам
– Александр Николаевич, какие препятствия стоят перед реализацией данного проекта, обсуждение которого началось еще в 2011 году?

– Поскольку наличие транспортной инфраструктуры всегда является драйвером развития прилегающих территорий и туризма, экономически возобновление прямого железнодорожного сообщения по причерноморскому участку выгодно для всех сторон. Неустранимых технологических препятствий для пропуска грузовых и пассажирских поездов по данному направлению также нет. Основные участки Абхазской железной дороги функционируют и даже электрифицированы. Таким образом, экономических, технологических и организационных препятствий для реализации проекта не существует.

– Какова вероятность того, что стороны придут к согласию с учетом текущих политических реалий в регионе?

– Только нежелание прогресса в регионе может замедлить решение вопросов, полезных для людей и для бизнеса. К сожалению, давно минувшие политические события до сих пор влияют на принимаемые решения. В информационном пространстве появилось множество статей, критикующих желание сторон возобновить переговоры. Однако претензии никак не касаются экономики. Для решения геополитических противоречий стороны могут вести контроль перевозимых грузов с помощью GPS и предоставлять данные нейтральной (третьей) стороне. В данном случае Швейцария выбрала подходящую компанию по взаимному согласию всех сторон. Такое соглашение достигнуто и вступило в силу с даты присоединения Российской Федерации к ВТО.

– Каким странам в первую очередь будет выгодно открытие торговых коридоров, помимо Грузии и России?

– Возобновление прямого железнодорожного сообщения выгодно всем странам региона. Грузия получит увеличение транзитного плеча и доходов от пропуска грузов из третьих стран, прежде всего из Армении и в обратном направлении. Для Грузии открывается прямой выход на рынок причерноморских регионов Российской Федерации, который с развитием инфраструктуры для зимнего отдыха стал отличаться хорошей всесезонной емкостью. Прямое пассажирское сообщение между Москвой и Тбилиси откроет этот регион для большого числа туристов, которые не пользуются авиатранспортом. Конечно, решение данного вопроса позволит выйти на прямое сообщение с рынками государств Евразийского экономического союза для Армении. Это опять же даст дополнительный прирост транзита для Грузии.

Еще в конце 1860-х гг. строящаяся железная дорога должна была соединить Черноморское побережье с Каспийским, сократить транзитный путь в Закавказье наполовину. Планировалось, что линия также даст дополнительные возможности для развития всех черноморских портов и обеспечит развитие прилегающих к дороге черноморских курортов и рост товарооборота в регионе. Поэтому данный проект будет выгоден и отдельным регионам Азербайджана.

Наконец, дополнительный железнодорожный маршрут станет еще одним конкурентоспособным направлением для глобального транзита. Новый путь будет полезен для ряда стран, пользующихся транспортным коридором Запад – Восток и ответвлениями МТК Север – Юг.

Достаточно вспомнить рекордный для этой дороги 1975 год, когда по ней было перевезено 4,2 млн пассажиров и 3,2 млн т грузов. Разве в самом регионе кому-то может быть это не выгодно?

– В каком состоянии находится инфраструктура абхазской железнодорожной линии?

– По состоянию на 2017 год восстановлена практически вся дорога (221 км пути). Процесс реконструкции длился в своей самой активной стадии с 2008 года, когда был отремонтирован участок Сухум – Очамчира. В 2011-м была проделана самая трудоемкая работа по восстановлению 130 км пути и 166 стрелочных переводов. В настоящее время действует электрифицированный участок Псоу (граница с Российской Федерацией) – Сухум. По нему грузовые поезда следуют с электровозной тягой, пассажирские – с тепловозной. Большинство станций подключено к автоматизированной системе управления резервированием пассажирских мест «Экспресс». В 2015 году было восстановлено полотно на восточном участке от ст. Сухум в сторону ст. Ингири. По линии Ткуарчал – Очамчира осуществляются перевозки угля в одноименный порт. Еще в июне 2011-го было открыто движение пассажирских электропоездов между Сочи и Сухумом.

Со временем возобновилось курсирование пассажирских поездов Москва – Сухум, дополнительных летних поездов Санкт-Петербург – Сухум, Самара – Сухум и Белгород – Сухум.

Для запуска поезда Тбилиси – Москва, о котором поет в одной из наиболее трогательных песен всемирно известная грузинская певица Тамара Гвердцители, все готово. Теперь слово за самой Грузией.

– Можно ли сказать, что данный путь – наиболее перспективный выход для Армении на международную железнодорожную сеть?

– Данный путь наиболее перспективен не только для Армении, но и для самой Грузии. Единственным прямым автодорожным сухопутным сообщением с Россией сейчас является весьма сложный перевал с погранпереходом в Верхнем Ларсе. Несмотря на усилия сторон по обустройству инфраструктуры перехода, природу не обуздаешь. Поэтому, например, в период массового предновогоднего потребительского спроса фуры с товарами стоят в пробках в ожидании улучшения погодных условий. Снежные заносы и сходы лавин в это время здесь не редкость. Что уж говорить о простых людях. И о потерянном туристическом потоке. Для Армении вопрос стал еще более актуальным со вступлением в Евразийский экономический союз.

– На сколько процентов может увеличиться товарооборот между Россией и Грузией в случае открытия железнодорожной линии?

– По итогам 2016 года товарооборот между Россией и Грузией вырос на 17%. Сопоставимое повышение ожидается и в текущем году. В денежном эквиваленте объем приближается уже к $1 млрд. В лучшие времена, при перевозках более 3 млн т в год только по железной дороге, объем товародвижения между регионами достигал $32 млрд в год. Так что потенциал в перспективе значителен. По экспертным оценкам, от открытия прямого выхода на перспективные рынки сбыта России и стран ЕАЭС товарооборот после реализации проекта может вырасти как минимум на четверть.

Беседовал Шант Даниелян
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions