– Владимир Вульфович, на Ваш взгляд, насколько в целом возможна реализация такого решения?
– Данное выступление президентом Белоруссии было сделано на совещании о противодействии санкциям и не носило директивный характер. Никаких официальных документов об этом запрете не принято. Я думаю, что вряд ли оно будет иметь последствия, потому что подобные действия со стороны Белоруссии по факту – это введение санкций против России и Казахстана.
Примерно год назад возник вопрос о том, чтобы прекратить отгрузку белорусских товаров через Литву и Латвию. И в общем это решение не наносило никакого ущерба Российской Федерации. Скорее, оно было в пользу РФ, поскольку позволило увеличить перевалку грузов, включая грузы из Белоруссии, через балтийские порты России.
В данном случае ограничение транзита товаров из Германии в Россию и Китай через Белоруссию – это разрушение цепочки и транзитного потенциала РФ и Казахстана.
– Другими словами, Вы считаете маловероятным введение такого ограничения?
– Если транзит будет ограничен по причине желания А. Лукашенко «наказать» Германию, то подобные действия являются выстрелом в собственную ногу. Подобными действиями он нанесет ущерб Китаю, России и Казахстану, то есть тем немногим странам, которые с ним готовы вести переговоры.
– Но если теоретически представить такую вероятность, насколько серьезными изменениями обернется это ограничение для экономики и российского транзита?
– Конкретными цифрами оперировать в данной ситуации пока рано. Поэтому я могу обозначить варианты развития событий в случае принятия такого решения.
Во-первых, и Белоруссия, и Россия, и Казахстан могут утратить часть транзитного потока, который уйдет на ТРАСЕКА, к большому удовольствию наших южных соседей.
Второй вариант – изменение нашей политики в работе с прибалтийскими странами. Транзит товаров гипотетически возможен через Псковскую и Ленинградскую области, через прибалтийские республики в обход Белоруссии, в случае если не будет морской перевалки.
И третий вариант – дальнейшее развитие портов Санкт-Петербурга и Финляндии. Но если будет перестройка цепочек, во-первых, мы потеряем часть товарооборота, во-вторых, для Белоруссии эта перестройка будет иметь очень печальные последствия в долгосрочной перспективе.
В условиях, если там будут отстроены другие логистические цепочки, даже при изменении политической ситуации, вернуть в одночасье грузопоток на белорусское направление будет сложно.
Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.