+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.05.2021 09:24:58
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Один из минусов регуляторной гильотины – создание правового вакуума в некоторых областях

«Промжелдортранс» принимал активное участие в происходящей в последние годы ревизии отраслевого железнодорожного законодательства. О том, насколько экспертов ассоциации удовлетворяет проделанная работа и что еще предстоит сделать в части совершенствования нормативно-правовой базы, мы спросили исполнительного директора «Промжелдортранса» Александра Маняхина.
Один из минусов регуляторной гильотины – создание правового вакуума в некоторых областях
– Александр Юрьевич, скажите, пожалуйста, можно ли считать, что работа по пересмотру и ревизии отраслевого железнодорожного законодательства, проводимая несколько лет в рамках регуляторной гильотины, уже завершена?

– Могу сказать однозначно: проделана огромная работа как со стороны федеральных органов государственной власти, так и со стороны общественных организаций и бизнеса. Удалось существенно разгрузить балласт нормативно-правовых документов в области железнодорожного транспорта, которые содержали избыточные обязательные требования. Но убежден, что работа еще далека от завершения.
Мы почти закончили два процесса: ревизия и отмена устаревших нормативно-правовых актов. Но процесс пересмотра существующих документов, вводящих избыточные требования, еще только начинается.

– Дало ли железнодорожникам некую фору при осуществлении регуляторной гильотины то, что пересмотр отраслевого законодательства по железнодорожному транспорту начался еще до начала реформы контрольно-надзорной деятельности, в рамках рабочих групп при Минтрансе?

– Совершенно правильно, работа в области железнодорожного транспорта началась задолго до объявления регуляторной гильотины. Регуляторная гильотина – это инструмент для ускорения этого процесса и придания ему системности в масштабах страны. Благодаря совместной работе мы до начала регуляторной гильотины отменили уже более 1 тыс. устаревших документов.

– Каковы сейчас основные итоги проделанной работы? Удовлетворены ли Вы ими?

– Итоги проделанной работы – это тысячи отмененных документов, которые вводили избыточные требования, порой даже абсурдные. Но могу заметить, что это в основном нормативно-правовая база советского и постсоветского периода, которая по факту не применялась, но формально это были обязательные требования. СРО «Ассоциация «Промжелдортранс» не в полной мере удовлетворена результатом проделанной работы.
Одним из минусов этого процесса, который сейчас чувствуется, стало создание правового вакуума в некоторых областях работы. Например, при ремонте колесных пар локомотивов и моторвагонного подвижного состава ремонтные компании руководствовались требованиями ЦТ-329, который попал под регуляторную гильотину и был отменен в связи с тем, что существует аналогичный документ, применяемый в ОАО «РЖД». Но при этом действие данного документа распространяется только на сотрудников ОАО «РЖД», а остальной рынок остался без требований. Сейчас СРО «Ассоциация «Промжелдортранс» выпускает собственный стандарт на замену ЦТ-329, понимая, что освидетельствование, ремонт и формирование колесных пар – это важный вопрос, непосредственно связанный с безопасностью движения.

– Что и как в итоге изменилось для функционирования участников рынка железнодорожных перевозок?

– Серьезно разгружена работа контрольно-надзорных органов, стал понятен объем обязательных требований для участников рынка железнодорожных перевозок, появилась возможность концентрироваться действительно на тех из них, нарушения которых могут привести к серьезным последствиям. Это, безусловно, должно привести к снижению расходов, связанных с выполнением обязательных избыточных требований, и в конечном итоге – к повышению привлекательности железнодорожного транспорта в целом.

– Можно ли сказать, что бизнесу стало проще работать в силу оптимизации и минимизации требований со стороны контрольных и регулирующих органов?

– Сказать, что бизнесу стало проще работать, никак нельзя. Причина в том, что, отменяя устаревшие нормативно-правовые акты, мы взамен получаем новые обязательные требования в новых документах. К примеру, требование по обязательному присвоению условных номеров клеймения для предприятий, осуществляющих ремонт подвижного состава, которое дублирует требование приказа Минтранса № 26, обязывающего эти же компании получать сертификаты соответствия на процессы ремонта. По нашему мнению, эти требования дублируют друг друга и избыточны.
Также могу отметить, что сейчас идет процесс актуализации Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ). ПТЭ – основополагающий документ для всех участников рынка, в том числе для транспорта необщего пользования. Он определяет правила нашей работы: устанавливает требования к допуску, к наличию разрешающих документов, порядку содержания и ремонта инфраструктуры и др. СРО «Ассоциация «Промжелдортранс» считает принципиально важным участие своих экспертов в формировании этого документа.
Первая редакция ПТЭ была опубликована Минтрансом России 21.08.2020 г., в ней мы также выявили избыточные требования для предприятий промышленного железнодорожного транспорта по обязательному проведению инспекторского контроля и обязательному внедрению системы управления безопасностью.

 – На что еще Вы хотели бы обратить внимание регуляторов, коллег?

 – Я бы прежде всего хотел, чтобы была создана прозрачная система разработки, согласования и принятия федеральных законов и подзаконных актов. Сегодня у нас действует система общественного обсуждения, проведение процедуры оценки регулирующего воздействия, антикоррупционная проверка, проверка рабочими группами по регуляторной гильотине, но прозрачности так и нет.
К примеру, СРО «Ассоциация «Промжелдортранс» в течение последних 3–4 лет работала над внесением изменений в ст. 21 федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». Изменения были согласованы с Министерством транспорта, одобрены Министерством экономического развития, направлены в правительство РФ, внесены в план законопроектной деятельности правительства на 2020 год. Но вдруг без всяких причин в плане правительства на 2021 год они исчезли. Все обращения в правительство о причинах исключения документа из плана спускаются в Министерство транспорта, которое отвечает, что мы его согласовали и отправили в правительство. Круг замкнулся. Подобные вещи касаются не только этого законопроекта, говорить о прозрачности в данном случае невозможно.

Беседовала Надежда Вторушина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions