+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.06.2021 13:40:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Нормативная база, обновление парка и тарифы – приоритеты регулирования ППЖТ

Какие ключевые задачи предстоит решить регулирующим органам и бизнес-сообществу для повышения качества работы ППЖТ, рассказал РЖД-Партнеру исполнительный директор СРО «Ассоциация «Промжелдортранс» Александр Маняхин.
Нормативная база, обновление парка и тарифы – приоритеты регулирования ППЖТ
– Александр Юрьевич, какую можно отметить динамику: ППЖТ в последние годы теряют клиентов, наращивают клиентскую базу или она остается неизменной?
– На нашу работу в 2020 году во многом повлияли негативные факторы, связанные с пандемией. Среди наших клиентов-грузоотправителей, к сожалению, были случаи закрытия бизнеса, обусловленные кризисом в экономике. Тем не менее ни одно из ППЖТ не прекратило деятельность. Более того, продолжился рост числа организаций –  членов ассоциации: на сегодняшний день их 122.

В целом за 2020 год погрузка упала примерно на 16%, сейчас активно восстанавливаем показатели до уровня 2019-го.

– Давайте начнем с масштабных вопросов: какие необходимы изменения в нормативной базе?
– Есть основная задача, которая должна быть решена, – это переход к прогнозируемой законотворческой деятельности, к прозрачной системе разработки, согласования и принятия федеральных законов и подзаконных актов.

Необходимо отходить от запретительной политики, от политики крайностей. К примеру, злополучный ТР ТС 001/2011 поставил под угрозу работу всего подвижного состава России в угоду росту производства и прибыли отдельных компаний. Второй пример: под 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в первоначальной редакции попали малодеятельные пути необщего пользования. В конечном итоге мы получили колоссальные затраты на обеспечение транспортной безопасности по объектам транспортной инфраструктуры, которые сегодня таковыми уже не считаются. Деньги просто утоплены из-за того, что при разработке ФЗ не было времени и желания услышать бизнес-сообщество.

Это не единичные примеры, это система работы всей законопроектной деятельности в России.

Мы очень много усилий тратим именно на то, чтобы дорабатывать нормы, принимаемые регуляторами, чтобы просто не потерять бизнес.
Та же ситуация касается и тарифов. Нет общей единой системы, определяющей правила при их формировании. В соответствии с постановлением правительства от 7 марта 1995 г. № 239 тарифное регулирование может осуществляться субъектами Российской Федерации. Нормативная база уже не отвечает реалиям, необходима актуализация, чем мы сейчас активно и занимаемся.

– Каков объем парка предприятий ППЖТ?
– СРО «Ассоциация «Промжелдортранс» объединяет на сегодняшний день более 120 предприятий промышленного железнодорожного транспорта, общий парк маневровых локомотивов – более 1500 ед.  Из них 60% составляют ТГМ4 и ТГМ6, 30% – ТЭМ2, ТЭМ18, ТЭМ15 и 10%  – ТГМ23, ТЭМ7, ЧМЭ3, 2ТЭ116.

– В каком состоянии техника? И какими темпами идет обновление парка?
– 95% локомотивов СРО находятся за гранью назначенного срока службы (это без учета дополнительного срока службы после продления).

До 2030 года процент выбытия парка локомотивов – 69,3%, или 1034 ед., до 2026 г. – 47,7%, 716 ед. Обновление парка локомотивов и продление срока службы тепловозов – это один из давних проблемных вопросов всех российских ППЖТ и частных владельцев тягового подвижного состава.

В настоящий момент ассоциацией подготовлен план обновления парка, который направлен в адрес Минпромторга и Минтранса. В соответствии с программой обновления планируется закупить 498 локомотивов до 2030 года, это 30% от размера парка. Остальные локомотивы, которые планируются к списанию, будут арендованы или модернизированы, таких примерно 200 ед.

– Насколько, на Ваш взгляд, эффективно взаимодействие ППЖТ с ОАО «РЖД» и клиентами?
– В последнее время у ассоциации установилось конструктивное взаимодействие с ОАО «РЖД». Начиная с середины 2020 года на постоянной основе проводятся совещания рабочих групп с руководством Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и Дирекции тяги (ЦТ). Основные вопросы: улучшение качества обслуживания клиентов, увеличение грузовой базы железнодорожного транспорта в целом, допуск локомотивов ППЖТ на пути общего пользования, улучшение работы и расширение возможностей системы ЭТРАН.

Уже достигнуты важные результаты. Так, была проведена значительная совместная работа по перезаключению договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования ППЖТ, срок действия которых превышает 5 лет. Если на сентябрь 2020 года количество договоров, превышавших нормативный срок действия, составляло 36, то на сегодняшний день эта цифра сократилась до 14. Дело сдвинулось с мертвой точки, вопросы, которые не решались годами, наконец решены.

В то же время сохраняются нерешенные проблемы, требующие совместной проработки. Так, за последнее время участились случаи обращений со стороны членов СРО по необоснованной задержке в приеме вагонов с путей необщего пользования в связи с загруженностью станций. Возникает ситуация, когда железнодорожная инфраструктура ППЖТ занята вагонами по независящим от них причинам. В конечном итоге это создает риски финансовой ответственности ППЖТ перед грузовладельцем, собственником  подвижного состава, перевозчиком.
Очень важны для ППЖТ вопросы, касающиеся передислокации локомотивов между станциями и осуществления допуска локомотивов на инфраструктуру общего пользования. По мнению ассоциации, эти процессы необходимо оптимизировать, рассмотрев возможность упрощения существующего порядка.

Качество организации этих процессов очень сильно влияет как на своевременность и полноту обслуживания клиентов, так и на исключение необоснованных финансовых затрат, а в целом – на сохранение и увеличение грузовой базы железнодорожного транспорта.

Ассоциацией подготовлена новая редакция регламента взаимодействия с Дирекцией тяги ОАО «РЖД», где предусмотрены существенные упрощения для членов СРО в отношении допуска локомотивов и локомотивных бригад на инфраструктуру РЖД (при обязательном соблюдении необходимых и достаточных мер обеспечения безопасности движения).

Взаимодействие на уровне ассоциации позволяет урегулировать общие, принципиальные вопросы взаимодействия владельцев путей необщего пользования с РЖД. Частные вопросы, возникающие у ППЖТ на местах, должны решаться (и решаются) в диалоге с территориальными подразделениями ЦФТО ОАО «РЖД».

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions