– РЖД – это одна из крупнейших железнодорожных систем мира, и она лидирует по протяженности и объемам перевозок среди мировых магистралей наряду с Китаем и США. Многие железнодорожные маршруты, проложенные на территории России, являются частью международных транспортных коридоров и имеют стратегическое значение для экономики России. Естественно-монопольная инфраструктурная сеть РЖД обеспечивает стабильность производственных процессов на промышленных предприятиях, своевременную доставку ценных грузов во все регионы страны, а также позволяет выполнять 58% междугородних и 59% пригородных пассажирских перевозок.
Пандемия COVID-19 стала причиной значительных перемен в железнодорожной отрасли всего мира. Во время карантина закрылись пропускные пункты на границах и приостановилось не только пассажирское сообщение, но и строительство важных инфраструктурных объектов. Например, в Болгарии, Казахстане, Индии и Румынии работы по обеспечению перевозок и модернизации инфраструктуры были полностью остановлены. Европейской комиссией было принято решение о закрытии внешних границ ЕС, правительства членов ЕС закрыли внутренние границы стран. На время пандемии также полностью было остановлено железнодорожное сообщение между США и Канадой.
Приоритетом ОАО «РЖД» в разгар COVID-19 стала безопасность жизни и здоровья сотрудников и клиентов компании. Были внедрены, и успешно внедрены, такие меры безопасности, как рассадка пассажиров на дистанции 1,5 м, возможность выкупа купе целиком и возможность дистанционного возврата билета.
– Какие именно новые технологии были внедрены в железнодорожную инфраструктуру?
– В Бельгии компания Intrabel начала применять искусственный интеллект в работе национальной железнодорожной сети. Установка специальных датчиков позволила Intrabel контролировать соблюдение масочного режима и мер социального дистанцирования, оперативно передавать данные в штаб-квартиру компании и принимать необходимые меры.
Важными направлениями развития инфраструктуры российских железных дорог являются оптимизация эксплуатационных затрат благодаря мощной системе электроснабжения, внедрение ресурсосберегающих технологий, активная цифровизация объектов РЖД.
– По какому принципу модернизируется инфраструктура РЖД?
– В настоящий момент инфраструктура железнодорожного транспорта в России включает железнодорожные пути и вспомогательные объекты, обеспечивающие эксплуатацию зданий и сооружений, вагонное хозяйство, сети электроснабжения и электрификации дорог. Кроме того, к обслуживающему комплексу РЖД относятся техника и механизмы для текущего содержания и обслуживания путей и автоматизированная информационная система пространственных данных РЖД.
Несмотря на большую протяженность, российские железные дороги используют единый подход и технологии строительства и модернизации на всей территории страны. В инфраструктуре РЖД сосредоточено порядка 70% основных производственных фондов компании, 50% активов и 25% сотрудников. Увеличение объемов и дальности перевозок, наращивание внешнеторгового сообщения со странами АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона), перераспределение грузопотоков существенно увеличивают нагрузку на железнодорожные пути и обуславливают необходимость модернизации железнодорожных эксплуатационных объектов. Техническое состояние и своевременное обновление инфраструктуры напрямую влияют на качество предоставляемых услуг и повышают потенциал перевозок.
Модернизация инфраструктуры РЖД, предусмотренная внутренней стратегией компании до 2025 года, нацелена на увеличение пропускной способности железных дорог и развитие железнодорожного сообщения для промышленных предприятий и парков на территориях особых экономических зон, а также внедрение новейших информационных и цифровых технологий для обеспечения бесконтактного взаимодействия и удобства пассажиров. Пандемия, безусловно, внесла свои коррективы и потребовала оперативного внедрения временных сервисов бесконтактного взаимодействия и онлайн-информирования, а также государственной поддержки и регулирования.
– Можете рассказать, какие средства предусмотрены на модернизацию инфраструктуры?
– Инфраструктура РЖД модернизируется в соответствии с прогнозируемым ростом объема грузовых и пассажирских перевозок. Приоритетными направлениями являются увеличение пропускной способности сети железных дорог и внедрение цифровых технологий, а также создание железнодорожных путей для промышленных предприятий, расположенных на территории ОЭЗ (особых экономических зон) и промышленных парков.
В 2019–2020 гг. компанией были реализованы инвестиционные проекты, обеспечившие обновление железнодорожных путей и парка подвижного состава, строительство новых эксплуатационных зданий и сооружений, внедрение энергосберегающих технологий, повышение безопасности и эффективности труда. Всего на реализацию данных проектов было направлено порядка 57,9 млрд руб.
До 2025 года в соответствии с программой развития российских железных дорог предусмотрено направить на совершенствование и расширение существующих железнодорожных магистралей 9 трлн руб. Причем деньги эти будут не только из бюджета страны – предусмотрены инвестиции со стороны крупных компаний, фондов и даже вложения частных инвесторов.
– А каков план на этот, 2021 год?
– Этот год будет ознаменован важным шагом – начнется строительство высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург – Москва. Стоимость работ – 1,5 трлн руб. Кроме того, в прошедшем, 2020 году началась реализация стратегии цифровой трансформации РЖД. Был запущен личный кабинет машиниста – мобильное приложение для оперативного доступа работников к служебной информации, внедрены алгоритмы автоматического планирования работы локомотивных бригад, началась эксплуатация смарт-контрактов в процессах взаимодействия с подрядчиками, выполняющими сервисное обслуживание. Также в 2020 году был запущен новый сайт РЖД, ориентированный на удобство и доступность информации для пассажиров.
Стратегия развития компании в 2021 году включает в себя активную автоматизацию процессов модернизации и обслуживания инфраструктуры, внедрение технологий дополненной и виртуальной реальности для обучения локомотивных бригад, искусственного интеллекта и онлайн-информирования пассажиров.
– Можно ли сравнивать инфраструктуру РЖД с железнодорожной инфраструктурой других стран? Расскажите о преимуществах и недостатках.
– Преимуществом инфраструктуры РЖД по сравнению с другими странами является мощная система тягового электроснабжения. Внедрение разработанных блочно-модульных установок постоянного тока, двухуровневой системы автоматики тяговых подстанций на базе микропроцессоров и микроконтроллеров, а также цифровой системы передачи данных обеспечивает рост высокоскоростного железнодорожного сообщения в России и снижение себестоимости перевозок в сравнении с авто- и авиатранспортом.
Особое значение в деятельности РЖД занимает оптимизация эксплуатационных затрат и внимание к экологической безопасности. За счет внедрения водосберегающих технологий и систем оборотного водоснабжения при обслуживании станций с 2011 по 2019 год потребление воды сократилось на 32%. Благодаря дальнейшему применению технологий очистки и повторного использования воды в ближайшем будущем РЖД планируют сократить расход еще на 2%. Кроме того, РЖД активно переходят на сервисные контракты при обслуживании станций, что обеспечивает гарантию качественного сервиса и ремонта, а также устранение эксплуатационных неисправностей инфраструктуры в межремонтный период.
Беседовала Алена Алешина