+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.02.2020 17:45:28
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Лизинг подвижного состава: коррекция не приговор

Рост лизингового рынка неизбежно замедляется вплоть до стагнации после 3 лет ощутимого роста. Антирекорды показывают сферы, которые ранее были ключевыми драйверами развития. Сильнее всего статистику тянут вниз железнодорожный и авиационный транспорт. Об актуальном состоянии рынка лизинга подвижного состава РЖД-Партнер поговорил с коммерческим директором ГК "ВТБ Лизинг" Евгением Татариновым.
Лизинг подвижного состава: коррекция не приговор
 Евгений Сергеевич, какой объем занимает железнодорожная отрасль в российском лизинговом портфеле?

– По данным агентства «Эксперт РА», за 9 месяцев 2019 года доля железной дороги в общем объеме лизингового портфеля составляла 35,6%, при этом в совокупном новом бизнесе лизинговых компаний – только 17,3%. В 2019-м, несмотря на снижение объема погрузки на сети РЖД, производство новых вагонов продолжило расти.

 Как динамика погрузки повлияет на рынок в дальнейшем?

– В случае сохранения этих тенденций можно ожидать образования профицита парка грузовых вагонов в некоторых сегментах перевозок и коррекцию ставок предоставления в сторону снижения. По ряду типов вагонов этот баланс на рынке уже есть, и мы ожидаем снижения цен на новый подвижной состав и комплектующие (в том числе колесные пары).

Корректировка рынка вниз всегда работает на его консолидацию крупными игроками, которая позволяет операторским компаниям оптимизировать логистику перевозок за счет масштаба и тем самым повысить эффективность работы парка. Поэтому мы допускаем рост активности в M&A сделках с б/у парком. В качестве дополнительного фактора увеличения лизинговых сделок с б/у парком является тот факт, что по сделкам, заключенным 2–3 года назад по высоким относительно сегодняшнего дня процентным ставкам, подошли к концу моратории на досрочный выход, в связи с чем увеличится волна миграции портфелей.

 Есть ли предпосылки к тому, что в 2020 году ж/д сегмент преодолеет стагнацию?

– Исторически сегмент железнодорожного транспорта является флагманом в портфеле крупных лизинговых компаний. Конечно, ж/д рынок видел взлеты и падения, и сейчас эксперты говорят о новой волне коррекции, при этом мы все равно видим возможности для роста в этом сегменте. Мы постоянно мониторим состояние бизнеса наших клиентов и взвешенно принимаем решения по финансированию подвижного состава. У "ВТБ Лизинга" достаточно экспертизы для того, чтобы не нарушать установленные в компании лимиты к риску и открывать при этом новые ниши на, казалось бы, уже известном рынке. Поэтому мы будем продолжать активно здесь работать, соблюдая баланс интересов компании, клиентов и рынка.

Изменение ситуации на рынке стимулирует лизинговые компании разрабатывать новые продукты. Например, у нас есть предложение "Ломбардная логика", при котором клиент с недостаточно высоким кредитным рейтингом может (при наличии ликвидного актива) получить у нас финансирование. При стандартных подходах это было бы невозможно. Мы развиваем направление операционной аренды, в том числе маневровых локомотивов для промышленных и транспортных предприятий. Считаем, что это новый эффективный инструмент обновления устаревшего парка частных локомотивов.

 Какие же все-таки перспективы у отрасли? Какие виды подвижного состава останутся востребованными на рынке лизинга?

– 2020 год для многих операторов начался с непростых событий. Множество брошенных поездов на сети, наличие узких мест, сокращение грузовой базы – все это повлияло на уровень доходности полувагона. Ретроспектива показывает, что движение полувагона вверх или вниз также тянет за собой крытый вагон, платформы и иной парк, в котором могут перевозиться смежные грузы. В случае сохранения этих тенденций можно ожидать образования профицита парка грузовых вагонов в некоторых сегментах перевозок и коррекцию ставок предоставления в сторону снижения. По ряду типов вагонов этот баланс на рынке уже есть, и мы ожидаем снижения цен на новый подвижной состав и комплектующие (в том числе колесные пары). Также планируется смещение акцентов с лизинга новых полувагонов на покупку/лизинг цистерн, хопперов.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions