– Максим, какую динамику можно наблюдать на рынке планового вагоноремонта по итогам I полугодия 2021 года?
– Объем планового ремонта на сети в I полугодии 2021 года был выше на 9%, чем в II полугодии 2020-го. Можно констатировать, что этот сектор рынка вернулся в нормальное состояние. Вызвано это ростом объема погрузки и спроса на подвижной состав. Вагоны, которые активно ставили в отстой в 2020 году, начали постепенно возвращать в рабочий парк, а вагоны, сроки ремонта которых подошли в текущем году, своевременно ремонтируются.
– А что происходит в сегменте ТОРа?
– Объем ТР-2 за аналогичный период снизился на 4,4%. Изменение относительно небольшое. В I квартале традиционно меньше отцепок, так как много праздничных дней и в целом это короткий квартал.
– Ранее в интервью нашему изданию Вы упомянули, что в марте наметились позитивные для вагоноремонтных предприятий (ВРП) тенденции. Реализовались ли позитивные ожидания?
– Да, с марта по июль рынок позитивен. Ежемесячно ремонтируется 37–38 тыс. вагонов. Мы рады, что наши клиенты начали больше перевозить грузов и больше зарабатывать. Мы, со своей стороны, прикладываем все возможные усилия, чтобы обеспечить их вагонами, пригодными для погрузки.
– Эксперты рынка отмечают, что повышение цен на уголь привело к росту спроса на подвижной состав, что, в свою очередь, стало причиной повышения спроса на вагоноремонт. Как Вам кажется, сможет ли этот фактор существенно поддержать ВРП в масштабах года?
– Да, мы на это надеемся. Развивать компанию, внедрять новые технологии, повышать производительность получается быстрее и эффективнее, когда ветер дует в парус.
– По оценкам компаний, входящих в Союз операторов железнодорожного транспорта, с 1 июля услуги вагоноремонта подорожали на около 5%. Согласны ли Вы с оценкой роста стоимости в июле на 5%?
– Оценка компаний, входящих в СОЖТ, в целом корректная, но они забывают в этой оценке упомянуть, что за 2020 год цена планового ремонта снизилась на 15–20% и что 2020-й все крупные вагоноремонтные компании закончили с убытком. Рост цен на запасные части в I полугодии 2021 года вынудил ремонтников поднять цены для того, чтобы хотя бы компенсировать рост себестоимости. Цель нашей компании – удовлетворение потребностей клиентов в качественном и своевременном ремонте по разумной цене. К сожалению, сложившиеся на рынке цены, даже с учетом технической индексации на 5%, не решают проблемы вагоноремонтной отрасли.
– Решение каких вопросов наиболее актуально для ВРП в пределах II квартала 2021 года?
– Хотелось бы поднять еще один очень важный вопрос, который уже бьет по вагоноремонтникам. После пандемийного 2020 года в стране активизировались стройки, но доступ мигрантов в страну по-прежнему проблематичен. В результате резко вырос спрос на низко- и среднеквалицированные внутренние трудовые ресурсы. Рост спроса толкает зарплаты производственного персонала вверх. С одной стороны, это позитивный процесс. Рост доходов населения стимулирует потребительский спрос, который – основа любой сильной экономики.
Но тактически это проблема, так как растет текучесть персонала, и нам также приходится поднимать заработную плату работников, что негативно сказывается на стоимости наших услуг. Особенно остро проблема дефицита персонала обстоит в крупных городах, где депо выживают только за счет работников из близлежащих малых населенных пунктов. Про привлечение в депо молодежи и говорить не приходится. Это отдельная проблема.
Рост расходов на персонал и запасные части, а также хроническая недоинвестированность – это фундаментальные факторы, которые будут на протяжении ближайших лет толкать цены планового ремонта вверх, причем с превышением инфляционных ожиданий. Таковы реалии рынка.
Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.