+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.04.2021 14:08:43
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Какой будет практика применения BIM в ближайшем будущем?

На онлайн-форуме «Цифровизация железных дорог и метрополитена», который пройдет 20 апреля, выступят представители знаковых для железнодорожной отрасли компаний, среди них – «Метрогипротранс», старейшая и крупнейшая отечественная проектно-изыскательская компания, специализирующаяся на транспортной инфраструктуре и подземных сооружениях. За последние несколько лет компания прошла большой путь в области применения информационного моделирования – от тестовых моделей для отдельных разделов проекта до создания комплексных BIM-моделей, обучила персонал, наладила BIM-процессы, определила оптимальную IT-архитектуру для их поддержки. Параллельно с решением собственных задач, связанных с применением информационного моделирования, «Метрогипротранс» участвовал в разработке регламентов, которые фиксируют принципы работы участников отрасли в рамках BIM. Как формируется законодательная база в области применения BIM? Насколько далеко продвинулись участники рынка в плане использования технологии? И как опыт «Метрогипротранс» может им помочь? Об этом рассказала Марина Слепак, вице-президент «Метрогипротранса», участник онлайн-форума «Цифровизация железных дорог и метрополитена».
Какой будет практика применения BIM в ближайшем будущем?
– Марина, с чего началось знакомство «Метрогипротранс» с BIM? Какие цели вы перед собой ставили, когда начали внедрять технологию?

– Наша работа в изучении BIM начиналась, как это ни странно прозвучит, с популяризации информационных технологий. Четыре года назад совместно с коллегами из Autodesk мы провели ряд мероприятий просветительского характера для организаций, работающих в транспортной отрасли. В начале 2019 года был проведен круглый стол «Основные принципы перехода на информационно-цифровое моделирование для объектов транспортной инфраструктуры», итогом которого стала не только резолюция, но и идея создать рабочую группу по созданию «Тоннели в BIM». Уже тогда обозначился интерес к информационному моделированию на государственном уровне. Нашей целью было понять, можно ли в принципе решать специализированные задачи, с которыми сталкиваются проектировщики метро, методами BIM, какие инструменты для этого подходят наилучшим образом. Важно было разобраться в этом вопросе на экспертном уровне, чтобы законодательство нечаянно не опередило технологии. Ведь до нас в России никто еще не проектировал тоннели в BIM. Параллельно мы сами учились работать по BIM-технологии, формировали внутренние стандарты. Первые наши опыты проходили на платформе Autodesk, а консультантами на этих проектах выступали эксперты CSD и непосредственно Autodesk. Результат был представлен руководству Autodesk и экспертам в Минстрое. Также 2 года назад мы стали участниками рабочей группы по информационному моделированию, организованной Тоннельной ассоциацией России. В нее вошли все проектные организации, разрабатывающие проекты метрополитена, строители, представители Московского метрополитена, Мосэкспертизы, Генплана Москвы.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о первом проекте, который «Метрогипротранс» сделал в BIM.

– Мы начали с проектирования тоннеля. Использовали инструментарий Autodesk Revit и Autodesk Dynamo. Делали раскладку тюбингов, шпал, размещали распределительные щиты, прокладывали коммуникации. Старались обходиться собственными силами, без программистов. Важно было убедиться, что впоследствии проектировщик справится, имея в арсенале эти инструменты. В целом эксперимент удался. За исключением небольших технических деталей, мы получили полноценную BIM-модель тоннеля. Мы показывали результаты этой работы на различных встречах, в частности, на встрече при Минстрое. Детальная трехмерная визуализация выглядела убедительно. Знаю, что параллельно похожие эксперименты проводили другие проектные организации, например, наши коллеги из Санкт-Петербурга, а также из Минска.

– Помимо наглядности, которую давала работа в BIM, вы ощутили на тот момент какие-то преимущества от применения BIM?

– Нет, на тот момент нам, конечно, было сложно, на создание модели уходило много времени. Все разделы сначала выполнялись на плоских чертежах, а потом уже на их основе «поднималась» модель. Это была очень кропотливая работа. Конечно, в теории нам было понятно, что с таким подходом в будущем нам станет проще работать с коллизиями, а это одна из главных проблем на наших проектах. Также было понятно, что технология позволяет быстро отрабатывать изменения. Это очень актуально, потому что техническое задание в нашем случае меняется почти до момента сдачи проекта в экспертизу. Параметрические свойства модели позволяют видеть, как любое изменение отражается на связанных элементах, и, соответственно, быстро или даже автоматически их обновлять. Но на тот момент главный результат проекта был в другом. Мы поняли, что работать в BIM можно, но еще много вопросов нужно прояснить, а значит, фиксировать какие-то нормы в госконтрактах пока преждевременно. Соответственно, мы продолжили работу. В том числе и в области практического исследования информационного моделирования.

– Какой объект был следующим?

– Проектирование в BIM станции глубокого заложения и прилегающего к ней тоннеля. Параллельно с работой над этим проектом мы участвовали в разработке регламентов в рамках нашей работы с Тоннельной ассоциацией. В частности, они касались наполнения информационной модели, ее хранения и актуализации, создания библиотечных элементов. Что касается непосредственно проекта, то наша цель – довести его до сдачи в экспертизу в формате BIM-модели. Работа над проектом идет до сих пор. Получилось не так быстро, как мы думали, свои коррективы внесла пандемия. В процессе мы сталкиваемся с практическими сложностями, отрабатываем их и учитываем в регламентах.

– С момента ваших первых BIM-экспериментов на рынке все кардинально изменилось. С начала следующего года BIM будет обязательным пунктом технического задания, которое вы будете получать от заказчика. Насколько «Метрогипротранс» к этому готов?

– Сотрудники большинства отделов – конструкторы, архитекторы, инженеры по вентиляции, кондиционированию и другим направлениям – прошли обучение. Параллельно создается BIM-отдел. Получается, что к обязательному применению информационного моделирования с начала следующего года мы готовы. Но в ближайшее время нам еще многое предстоит сделать, в том числе и в области разработки регламентов применения BIM. Какие именно разделы нужно делать в BIM? Какой должна быть детализация? Как раз в данный момент в рабочей группе формируется этот рекомендательный документ на базе опыта каждой организации, после доработки его еще предстоит согласовать с Московской экспертизой. А после того, как документ будет опробован на нескольких объектах, его можно будет передавать в Минстрой для рассмотрения и утверждения уже на государственном уровне.

– Какие разделы точно будут выполняться в BIM? Есть ли разделы, решение по которым еще не принято?

– В BIM-модель можно не включать раздел экологии. Это точно. Пока ведутся дискуссии по поводу стадии строительства. Долго не было ясности, получается ли считать объемы из модели. Но вроде бы это научились делать. По крайней мере мы будем рекомендовать использовать BIM на этапе строительства. Ну а такие разделы, как «архитектура», «конструктив», «инженерные сети», конечно, будем делать в BIM, в этом нет разногласий.

– Есть еще какие-то острые дискуссионные вопросы?

– Достаточно актуален и неоднозначен вопрос хранения информации. Тем более что в нашем случае BIM-модель становится слишком большой и неповоротливой. Задача усложняется тем, что мы не можем хранить модель в облаке, например, на платформе Autodesk BIM 360. Все данные должны остаться на серверах компании. В этом вопросе много подводных камней, мы их также обсуждаем на встречах при Минстрое. Пока представители Минстроя склоняются к тому, что модель должна быть единой и передаваться в «собранном» виде строителям и затем эксплуатирующей организации. Мы же опасаемся, что модель в нашем случае окажется слишком перегруженной, и, возможно, стоит подумать о различных для каждого этапа жизненного цикла моделях. Отдельная – для проектировщика, который сдает проект в экспертизу, отдельная – для строительной компании и для эксплуатирующей организации.

Очевидно, что представители «Метрогипротранса» самым непосредственным образом влияют на то, как отрасль будет работать в ближайшее время. Тем интереснее будет послушать выступление вашего представителя на онлайн-форуме.

Да, за последние годы мы проделали огромную работу. Но надо сказать, что активны не только мы. Под флагом BIM активизировался весь рынок. Получилось так, что конкурирующие, по сути, организации теперь взаимодействуют. Их специалисты общаются, помогают друг другу. У них общие цели и задачи.

– Кто представит «Метрогипротранс» на онлайн-форуме «Цифровизация железных дорог и метрополитена»? И кому будет интересен ваш опыт?

– Нашим спикером будет Павел Павлов, заместитель главного инженера «Метрогипротранс». Я думаю, что его выступление будет интересно широкому кругу экспертов, причем не только тем, кто непосредственно связан с метрополитеном, поскольку метрополитен – это, пожалуй, один из самых сложных и комплексных объектов. Мы решаем ряд задач, которые актуальны и для дорожников, и для специалистов в области железных дорог.

Что касается уровня специалистов, то он будет интересен и проектировщикам, и руководителям. Сегодня законодательство однозначно диктует участникам рынка переходить на BIM. Думаю, руководящему составу проектных институтов не менее, чем проектировщикам, будет интересно послушать, на какой стадии внедрения BIM находятся их коллеги.

Онлайн-форум «Цифровизация железных дорог и метрополитена» пройдет 20 апреля. Участие бесплатно для всех профессионалов рынка при условии регистрации.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions