• Ставка на полувагон
    1791
    -2.6 %
    руб./сут.
    ноябрь 2019
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 64.08 0 EUR ЦБ РФ 70.55 0
    BTC 7297.94 usd BTC 468308.81 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.01.2019 14:59:30
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

ALLRAIL: Слияние Siemens и Alstom сузит конкуренцию в Европе

Комиссар ЕС по конкуренции Маргрет Вестагер испытывает сильное давление со стороны европейских властей по поводу предлагаемого слияния железнодорожных производителей Siemens и Alstom. Так будет или нет слияние? К чему это может привести? На эти и другие вопросы в интервью ИА РЖД-Партнер.ру ответил генеральный секретарь ассоциации ALLRAIL (the Association of Passenger Rail New Entrants in Europe) Ник Брукс.
ALLRAIL: Слияние Siemens и Alstom сузит конкуренцию в Европе
– Господин Брукс, железнодорожные операторы, которые входят в ассоциацию независимых операторов ALLRAIL, встревожены известием о предполагаемом слиянии. Приведет ли эта сделка к монополизации рынка подвижного состава в ЕС?

– Если монополия согласно европейскому законодательству определяется как имеющая более 40% рынка (что мы, соответственно, считаем общим определением), то – да. Эти две компании после их слияния будут настолько доминирующими в Европе, что они вытеснят других конкурентов на рынке производства железнодорожного подвижного состава в Европе – особенно это касается сегмента, обеспечивающего высокоскоростное движение, устройств СЦБ и связи (но не только).

Европейцам светит повышение цен

– Может ли подобное решение о слиянии Siemens и Alstom привести к росту цен на железнодорожные перевозки в ЕС?

– Да, этого следует ожидать. Произойдет повышение цен на подвижной состав и устройства сигнализации и связи, что повредит операторам и управляющим инфраструктурой, а затем, в конечном итоге, нанесет ущерб налогоплательщикам и пассажирам (поскольку цены на услуги и комплектующие будут расти).

Самое неприятно последствие в том, что выбора у клиентов будет гораздо меньше, что приведет к худшим сделкам для всего спектра услуг, связанных с железнодорожными перевозками в странах ЕС. Это в конечном итоге приведет к увеличению пассажирских тарифов и сборов за перевозку грузов, и если рынок не сможет выдержать это увеличение, тогда придется выделять дополнительные субсидии за счет налогоплательщиков.

Пользователи будут вынуждены пересаживаться на другие, более дешевые виды транспорта (прежде всего автомобильный).

Китайской угрозы не видно

– В СМИ недавно сообщили, что слияние Siemens и Alstom рассматривается как своего рода укрепление европейских производителей подвижного состава перед китайскими. Это так? Действительно на Европу нажимают китайские производители?

– Мы считаем, что угроза китайских производителей ошибочно используется в качестве аргумента для оправдания этого слияния. Вообще-то мы не видим никаких доказательств того, что китайские производители будут продавать поезда в Европе в ближайшее время, особенно в ближайшие 5–10 лет.

Покупка сложного железнодорожного оборудования в качестве подвижного состава у азиатского производителя представляет значительный фактор риска из-за отдаленности Китая, различий в культуре и норм, принятых в законодательстве. Это затруднит подачу претензий в случае возникновения проблем с поставками.

В дополнение к этому хотим заметить, что в последние месяцы как Siemens, так и Alstom выиграли несколько крупных контрактов в ряде других стран (т. е. за пределами Европы). Очевидно, что оба игрока способны самостоятельно конкурировать и во всем мире – несмотря на предполагаемую угрозу со стороны китайского производителя CRRC.

– Означает ли решение о слиянии Siemens и Alstom, по сути, уничтожение двух известных национальных брендов на европейском рынке? Другими словами, будут ли обе компании представлены под каким-то международным брендом? Как пройдет слияние?

– Нам не сообщили, что Siemens и Alstom планируют провести ребрендинг после слияния. 

– Будут ли поезда перемаркированы под новыми брендами, если будет принято такое решение? Это важно знать пассажирам…

– Здесь мы также не знаем, что Siemens и Alstom планируют сделать после слияния.

Риски для европейских транспортных коридоров

– Мы будем благодарны, если вы сможете уточнить ключевые нюансы предлагаемого альянса, которые могут повлиять на предоставление услуг по эксплуатации подвижного состава (стоимость продаж, ремонта, технического обслуживания и т. д.). По идее, общественность ведь должны поставить в известность о факте, который имеет огромное значение для железнодорожного рынка…

– Между Siemens и Alstom наблюдается значительное совпадение всех товарных рядов в отношении пассажирских транспортных средств. Однако одно последствие можно предсказать точно: слияние значительно сократит предложение конкурентных продуктов во всех сегментах рынка.

Что касается исследований и разработок, мы скептически относимся к тому, что сделка будет способствовать развитию конкуренции теми способами, о которых говорят представители этих компаний. Во всяком случае, в настоящее время китайская конкуренция никоим образом не является технологической угрозой. Иными словами, говорить о каких-то стимулах для развития объединенного железнодорожного рынка Европы тут не приходится.

Что касается рынка устройств автоматики, телемеханики и связи, то какая бы технология ни была внедрена, конкуренция уже будет сильно снижена. Менеджеры инфраструктуры и железнодорожные предприятия в настоящее время уже работают с очень ограниченным числом поставщиков. Слияние ограничит рамки выбора еще больше.

Что касается поставок для развития Европейской системы управления движением поездов (European Train Control System, сокращенно – ETCS), то в этом плане теоретически конкуренция должна быть основана исходя из процедур стандартизации.

Требования ETCS признаны обязательными во всех новых и реконструируемых трансъевропейских железнодорожных коридорах ЕС. Тем не менее очень часто оборудование, внедряемое в рамках ETCS, вынуждено сосуществовать с устаревшей системой управления движением, которая делает управляющих инфраструктурой и/или железнодорожных операторов заложниками прежнего поставщика оборудования. Поэтому сделка только уменьшит конкуренцию из-за сокращения количества конкурентов.

Кроме того, многие компании, управляющие инфраструктурой в ЕС, и без того не спешат модернизировать сети в соответствии с требованиями ETCS – в основном из-за высоких затрат. Поэтому любое повышение цен, вызванное снижением конкуренции, вызванное подобной транзакцией на рынке, может задержать дальнейшее развертывание ETCS и может поставить под угрозу само развитие сети TEN-T, продвигаемое Еврокомиссией. (TEN-T – это новая транспортная политика ЕС, которая обещает соединить континент как с запада на восток, так и с севера на юг сквозными транспортными коридорами вместо существующей транспортной мозаики инфраструктур различных стран, которые входят в ЕС. – Прим. ред.).

– Будет ли, на Ваш взгляд, одобрено это слияние?

– Если слияние останется в том виде, как предлагается в настоящее время, то мы надеемся, что нет. Но это не наше решение. И мы не хотим спекулировать.

Мы можем только надеяться, что команда по конкуренции Еврокомиссии получит необходимую поддержку для проведения тщательного юридического и экономического анализа и сможет принять взвешенное и независимое решение, свободное от политики.

Беседовал Андрей Лазарев

P. S. В компании Siemens отказались от комментария на данную тему. РЖД-Партнер ожидает ответа компании Alstom.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Два века на пути инноваций

Два века на пути инноваций
2 декабря (по новому стилю) исполняется 210 лет со дня основания Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I (ПГУПС). Старейший транспортный вуз страны известен своими научными разработками, среди которых приоритет традиционно был отдан железнодорожному транспорту и его инфраструктуре. Об этом и состоялся наш разговор с ректором ПГУПС Александром Панычевым.
РЖД-Партнер

Минтранс сейчас не имеет в ведении всей необходимой базы для подготовки нормативных актов по железнодорожному транспорту

Минтранс сейчас не имеет в ведении всей необходимой базы для подготовки нормативных актов по железнодорожному транспорту
В конце ноября вступит в силу постановление правительства РФ от 16.11.2019 г. № 1461 «О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта РФ». Мы попросили президента Национальной ассоциации транспортников Георгия Давыдова прокомментировать, что изменится для участников рынка перевозок в результате принятия этого документа. Кроме того, по его мнению, сейчас существует ряд проблем, связанных с подготовкой отраслевых нормативных правовых и нормативных технических актов.
РЖД-Партнер

России нужен отечественный завод полного цикла по производству подшипников

России нужен отечественный завод полного цикла по производству подшипников
Принудительный переход вагонного парка России на подшипники кассетного типа отменен, но тем не менее вопрос перехода на более современный тип оборудования для подвижного состава остается актуальным. О возможностях отечественной промышленности по локализации производства кассетных подшипников и существующих проблемах мы разговариваем с заместителем генерального директора союза производителей подшипников «МРК «Подшипник» Александром Боковым.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort