+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.01.2022 13:18:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

2022 год будет переломным для рынка контейнерных перевозок

Объем перевезенных контейнеров по сети РЖД в прошлом году превысил 6,5 млн TEU. А по итогам 2022-го перевозки контейнеров должны, по прогнозам, превысить 7 млн TEU. В каком направлении будет идти развитие контейнерного рынка в этом году и с какими трудностями придется столкнуться участникам перевозочного процесса, РЖД-Партнеру рассказала руководитель отдела железнодорожных контейнерных перевозок компании Stalogistic Алеся Кувеко.
2022 год будет переломным для рынка контейнерных перевозок
– Рынок контейнерных перевозок в прошлом году активно развивался, несмотря на все сложности. Какие главные точки роста Вы бы выделили?
– Среди основных тенденций 2021 года можно назвать увеличение импортных перевозок в контейнерах, сроков доставки, превышение спроса над предложением в части предоставления транспортных услуг, контейнеризацию грузов, рост числа маршрутов перевозок и количества перевозчиков, снижение ажиотажа на порожнее контейнерное оборудование.

На примере Дальнего Востока морские перевозчики и терминалы переориентировались на обработку контейнерных грузов, снижая объемы генеральных.

Кроме того, рост импортных контейнерных перевозок вызвал сильный дисбаланс экспорта и импорта, который достиг своего пика в июле и августе и привел к нехватке мест на морских и сухопутных терминалах для выгрузки прибывших товаров, простою судов и долгому ожиданию отгрузки на железную дорогу.

В 2021 году также увеличился транзитный грузопоток через порты Дальнего Востока в страны Европы как напрямую через сухопутные погранпереходы, например, из порта Восточный до ст. Малашевиче (Польша), Дуйсбург (Германия), так и через порт Санкт-Петербург, где дальнейшая доставка осуществляется фидером.

Если в конце 2020 – начале 2021-го мы столкнулись с острой нехваткой контейнерного оборудования, то к концу прошлого года ситуация выровнялась. И в принципе и морские линии, и железнодорожные перевозчики, и частные компании, предоставляющие оборудование в аренду, закрывали рынок. Бывали моменты, когда спрос превышал предложение, но уже более полугода цены на аренду и выдачу оборудования находятся в одном диапазоне.

– Благодаря чему контейнерные перевозки по железной дороге продемонстрировали такой активный рост в 2021 году?
– Во-первых, в минувшем году, как я уже говорила, увеличился транзитный грузопоток, который переориентировался с «глубокого» моря на железную дорогу из-за нехватки мест на судах из Китая в Европу. По оценкам разных специалистов, рост данного сегмента составил в среднем 30–40%. Это касается перевозок и через Дальний Восток, и через сухопутные пограничные переходы.

Во-вторых, покупатели стали чаще приобретать зарубежные товары (домашнюю технику, электронику, одежду и обувь, косметику, товары для благоустройства и создания комфортного рабочего места дома), что привело к росту импорта и внутренних перевозок.

Также мы наблюдали увеличение экспорта лесной и химической продукции.

– Какие трудные вопросы остаются нерешенными на сегодняшний день? Какие способы или механизмы решения проблем на этом рынке Вы видите?
– Я могу судить только по грузопотоку нашей компании. Сегодня мы сталкиваемся с такими проблемами, как вспышки COVID-19, которые ограничивают передвижение перевозчиков, работу терминалов, приводят к задержкам выходов поездов и морских судов, выходные дни в России и Китае, а также приближающаяся Олимпиада в Пекине, загруженность станций назначения в Московской области, в связи с чем поезда вынуждены простаивать, а доставка осуществляется дольше обычного.

Логистике присущи циклы, и каждый год в железнодорожном сервисе мы проходим примерно одно и то же. Сначала это происходит в августе и сентябре, затем перед Новым годом в России и Китае. Все эти периоды характеризуются увеличением спроса, ростом цен и транзитных сроков доставки.

В нашей компании принято прогнозировать риски и цикличность рынка. На уровне совета директоров обсуждаются внешние (политические, экономические, экологические) и внутренние (закупки, персонал, продажи) факторы. Оперативный департамент, принимая во внимание все обстоятельства, заранее проводит работу с партнерами по согласованию условий работы.

Считаю, что в текущей ситуации важно доносить до клиента реальные ожидания от каждого сервиса/маршрута, а все остальное решается в партнерстве и диалоге.

– По Вашим прогнозам, что будет происходить на рынке в 2022 году?
– По моему мнению, 2022 год будет переломным. В настоящее время растет спрос на перевозки в связи с приближением китайского Нового года. Затем последует незначительное снижение и выравнивание рынка.

Увеличение провозных мощностей, терминалов, контейнеров, собственников платформ, выход новых морских судов во второй половине 2022 – первой половине 2023-го – все это будет вести к небольшой стабилизации. Уже сейчас по нашему грузопотоку видно, что провозных мощностей достаточно. Да, ситуация не идеальная, но в целом она несравнима с той, которая была 8–12 месяцев назад.

Сложно сказать, будет ли расти импортный контейнерный грузопоток в Россию, так как существуют несколько факторов, на него влияющих. Это и ситуация с COVID-19, которая может привести к ограничениям производителей и получателей, а может – и нет. Это и экономические, и политические изменения. Пока же все функционирует в прежнем режиме, но делать прогноз на целый год затруднительно.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions