• Ставка на полувагон
    3500
    -13 %
    руб./сут.
    апрель 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 62.05 5.75 EUR ЦБ РФ 64.44 6.52
    BTC 28988.06 usd BTC 1646521.81 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.01.2022 13:18:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

2022 год будет переломным для рынка контейнерных перевозок

Объем перевезенных контейнеров по сети РЖД в прошлом году превысил 6,5 млн TEU. А по итогам 2022-го перевозки контейнеров должны, по прогнозам, превысить 7 млн TEU. В каком направлении будет идти развитие контейнерного рынка в этом году и с какими трудностями придется столкнуться участникам перевозочного процесса, РЖД-Партнеру рассказала руководитель отдела железнодорожных контейнерных перевозок компании Stalogistic Алеся Кувеко.
2022 год будет переломным для рынка контейнерных перевозок
– Рынок контейнерных перевозок в прошлом году активно развивался, несмотря на все сложности. Какие главные точки роста Вы бы выделили?
– Среди основных тенденций 2021 года можно назвать увеличение импортных перевозок в контейнерах, сроков доставки, превышение спроса над предложением в части предоставления транспортных услуг, контейнеризацию грузов, рост числа маршрутов перевозок и количества перевозчиков, снижение ажиотажа на порожнее контейнерное оборудование.

На примере Дальнего Востока морские перевозчики и терминалы переориентировались на обработку контейнерных грузов, снижая объемы генеральных.

Кроме того, рост импортных контейнерных перевозок вызвал сильный дисбаланс экспорта и импорта, который достиг своего пика в июле и августе и привел к нехватке мест на морских и сухопутных терминалах для выгрузки прибывших товаров, простою судов и долгому ожиданию отгрузки на железную дорогу.

В 2021 году также увеличился транзитный грузопоток через порты Дальнего Востока в страны Европы как напрямую через сухопутные погранпереходы, например, из порта Восточный до ст. Малашевиче (Польша), Дуйсбург (Германия), так и через порт Санкт-Петербург, где дальнейшая доставка осуществляется фидером.

Если в конце 2020 – начале 2021-го мы столкнулись с острой нехваткой контейнерного оборудования, то к концу прошлого года ситуация выровнялась. И в принципе и морские линии, и железнодорожные перевозчики, и частные компании, предоставляющие оборудование в аренду, закрывали рынок. Бывали моменты, когда спрос превышал предложение, но уже более полугода цены на аренду и выдачу оборудования находятся в одном диапазоне.

– Благодаря чему контейнерные перевозки по железной дороге продемонстрировали такой активный рост в 2021 году?
– Во-первых, в минувшем году, как я уже говорила, увеличился транзитный грузопоток, который переориентировался с «глубокого» моря на железную дорогу из-за нехватки мест на судах из Китая в Европу. По оценкам разных специалистов, рост данного сегмента составил в среднем 30–40%. Это касается перевозок и через Дальний Восток, и через сухопутные пограничные переходы.

Во-вторых, покупатели стали чаще приобретать зарубежные товары (домашнюю технику, электронику, одежду и обувь, косметику, товары для благоустройства и создания комфортного рабочего места дома), что привело к росту импорта и внутренних перевозок.

Также мы наблюдали увеличение экспорта лесной и химической продукции.

– Какие трудные вопросы остаются нерешенными на сегодняшний день? Какие способы или механизмы решения проблем на этом рынке Вы видите?
– Я могу судить только по грузопотоку нашей компании. Сегодня мы сталкиваемся с такими проблемами, как вспышки COVID-19, которые ограничивают передвижение перевозчиков, работу терминалов, приводят к задержкам выходов поездов и морских судов, выходные дни в России и Китае, а также приближающаяся Олимпиада в Пекине, загруженность станций назначения в Московской области, в связи с чем поезда вынуждены простаивать, а доставка осуществляется дольше обычного.

Логистике присущи циклы, и каждый год в железнодорожном сервисе мы проходим примерно одно и то же. Сначала это происходит в августе и сентябре, затем перед Новым годом в России и Китае. Все эти периоды характеризуются увеличением спроса, ростом цен и транзитных сроков доставки.

В нашей компании принято прогнозировать риски и цикличность рынка. На уровне совета директоров обсуждаются внешние (политические, экономические, экологические) и внутренние (закупки, персонал, продажи) факторы. Оперативный департамент, принимая во внимание все обстоятельства, заранее проводит работу с партнерами по согласованию условий работы.

Считаю, что в текущей ситуации важно доносить до клиента реальные ожидания от каждого сервиса/маршрута, а все остальное решается в партнерстве и диалоге.

– По Вашим прогнозам, что будет происходить на рынке в 2022 году?
– По моему мнению, 2022 год будет переломным. В настоящее время растет спрос на перевозки в связи с приближением китайского Нового года. Затем последует незначительное снижение и выравнивание рынка.

Увеличение провозных мощностей, терминалов, контейнеров, собственников платформ, выход новых морских судов во второй половине 2022 – первой половине 2023-го – все это будет вести к небольшой стабилизации. Уже сейчас по нашему грузопотоку видно, что провозных мощностей достаточно. Да, ситуация не идеальная, но в целом она несравнима с той, которая была 8–12 месяцев назад.

Сложно сказать, будет ли расти импортный контейнерный грузопоток в Россию, так как существуют несколько факторов, на него влияющих. Это и ситуация с COVID-19, которая может привести к ограничениям производителей и получателей, а может – и нет. Это и экономические, и политические изменения. Пока же все функционирует в прежнем режиме, но делать прогноз на целый год затруднительно.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions