Работа над законодательными инициативами началась почти 1,5 года назад. Тем не менее в июле 2024 года Госдума приняла в I чтении законопроект. И сегодня идет дальнейшая работа над поправками (изменения предусмотрены в Устав железнодорожного транспорта РФ и ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»), заявила во вторник на пресс-конференции первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Надежда Школкина.
«Я сегодня могу с уверенностью сказать, что в эту сессию законопроект примем», – анонсировала она.
Депутат отметила, что железнодорожный туризм кардинально отличается от обычных пассажирских перевозок. Поэтому в первую очередь законопроект закрепит понятие «железнодорожный туристский маршрут». Как следствие – туристу, путешествующему в организованном туре по железной дороге, может быть предложено большее число дополнительных услуг.
На основе законопроекта Минтранс и РЖД разработают новые требования и правила к организации туристских поездов, добавила Н. Школкина. Помимо прочего, это позволит перевозчику более активно заказывать комфортабельный подвижной состав для перевозки туристов, создавать совместно с туроператорами новые маршруты, считает она.
При этом есть перспективы организации международных туристских сообщений. Об интересе развивать с Россией подобные перевозки заявляли представители Казахстана и Китая, рассказала парламентарий.
В начале пути
Железнодорожный туризм набирает популярность, и за последние годы на этом рынке произошли заметные перемены, говорит генеральный директор компании «РЖД Тур» Роман Бараковских.
«У нас сегодня достаточно большое количество предложений для наших туристов. Внутри холдинга «Российские железные дороги» мы принимаем свои стандарты для того, чтобы нам соответствовать тому запросу, который сегодня есть у туриста», – проинформировал Р. Бараковских.
О расширении туристских поездных маршрутов говорят представители регионов. «У нас есть своя пассажирская компания, и мы теперь тоже рассматриваем внутри Иркутской области делать [поездки] на муниципальном уровне», – сообщил губернатор Приангарья Игорь Кобзев.
В целом рынок идет от формирования чартерных программ к регулярным маршрутам.
В частности, есть хорошие перспективы по организации железнодорожных туров в Сибири, считает заместитель генерального директора Fun&Sun Александр Сирченко. «Организовывая поездки туристов, слышим от них желание путешествовать по сибирским регионам. Там уникальные места», – сказал он.
Тем не менее отрасль пока в начале этого пути.
«Очень важно будет решить многие вопросы сотрудничества, взаимоотношения туристского сообщества с субъектами Российской Федерации, проговорить многие вопросы, связанные как с созданием туристического продукта, так и обеспечением стандартов обслуживания. Как показывает практика, когда межрегиональный маршрут организуется, туристы желают унифицированно получать те услуги, которые предусмотрены на протяжении всего маршрута», – отметил А. Сирченко.
Задача эта непростая, рассуждает эксперт. Кроме того, порой сложнее не столько разработать сам турпродукт, сколько донести информацию до туристов, что это станет уникальным предложением и гарантированно обеспечит те впечатления, эмоции, ради которых они отправятся в путешествие на поезде.