+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.06.2020 17:33:49
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Железная коррупция: РЖД с переменным успехом ведут войну со взяточничеством

На прошлой неделе (18 июня) Свердловский районный суд Белгорода признал виновным в совершении коррупционного преступления начальника одного из структурных подразделений на Юго-Восточной железной дороге. Бывшего чиновника обязали выплатить штраф в размере 340 тыс. руб., а также запретили в течение двух лет занимать должности в государственных органах, сообщила пресс-служба УФСБ России по Белгородской области.
Следствие установило, что в 2016 году фигурант уголовного дела в рамках контракта, который превышал 610 тыс. руб., незаконно получил денежные средства на общую сумму 170 тыс. руб. от предпринимателя за подписание актов выполненных работ. При этом работы никакие не выполнялись.

Казалось бы, это уже дело давнее. Однако оно послужило необходимым толчком к анализу коррупционной составляющей деятельности ОАО «РЖД». Тем более что эффективность антикоррупционной политики, провозглашаемой главой холдинга Олегом Белозеровым, непросто оценить в моменте, так как большинство уголовных дел разрешаются только спустя 2–3 года после совершения преступления.

Как сообщил источник, близкий к компании, в прошлом году в отношении работников ОАО «РЖД» было возбуждено 112 дел коррупционной направленности, из которых почти половина приходится на взятки (с учетом мелкого взяточничества их доля составляет более 70%). Спектр коррупционных деяний достаточно широкий – от получения взяток до служебного подлога. Значительную долю преступлений занимает злоупотребление должностными полномочиями. Наибольшее количество уголовных дел возбуждалось на полигонах Дальневосточной, Западно-Сибирской, Московской и Северо-Кавказской железных дорог. Фигурантами уголовных дел, как правило, становились руководители регионального и линейного уровней корпоративного управления. В разряд подозреваемых в коррупции в 2019 году попали и руководящие работники Куйбышевской, Северо-Кавказской и Западно-Сибирской железных дорог.

Тревожный звоночек в 2019 году дало и Уральское следственное управление на транспорте СК РФ (в его ведении – Южно-Уральская железная дорога). В 2019-м, по данным ведомства, на 25,5% выросло число возбужденных уголовных дел по выявленным коррупционным преступлениям. Руководитель управления Петр Решетников заявил, что прирост коррупционных преступлений в основном происходит за счет деятельности сотрудников железной дороги. Две трети расследованных коррупционных преступлений выявлены в сфере деятельности ОАО «РЖД» (и дочерних организаций и предприятий). В 2019 году окончено 25 уголовных дел о 114 преступлениях. П. Решетников отметил, что случаи могли быть разными – от подлога медицинских документов до незаконного использования сил и средств железной дороги на объектах, которые к ней отношения не имеют. Например, для обустройства участка знакомого коммерсанта. При этом, по его словам, размер взяток и злоупотреблений очень незначительный (10–100 тыс. руб.).

Однако это не значит, что подобного рода преступления не могут доходить до существенных сумм в рамках бюджетов подразделений компании. К примеру, в мае этого года подтвердились обвинения против начальника станции, расположенной в Котласском районе. Как полагают следователи, начальник путевой машинной станции получил взятку в общей сумме более 1,9 млн руб. Деньги предназначались за общее покровительство в рамках исполнения договора поставки металлолома. В ходе расследования уголовного дела вскрылся еще один эпизод преступной деятельности железнодорожника, связанный с хищением металла, принадлежащего ОАО «РЖД». Уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу.

Распределение дел коррупционной направленности по функциональным филиалам в 2019 году показало, что антилидерами стали сотрудники Дирекции тяги, на которую приходится 35% преступлений, а также управления движением (21%) и инфраструктуры (13%). Можно вычленить явные доминанты коррупционных нарушений в зависимости от функционала филиала компании. В ЦТ превалирует мелкое взяточничество, обусловленное в основном поборами работников РЖД (локомотивных бригад) за сокрытие правонарушений либо в обмен на какие-либо другие преференции. В Центральной дирекции управления движением превалируют крупные взятки, поскольку взяткодателями выступают контрагенты. Незаконные выплаты предлагаются в основном за покровительство, выражающееся, например, в ускоренной подаче и уборке вагонов, содействии в пропуске железнодорожных составов и другой незаконной помощи. А вот для ЦДИ характерны преступления, связанные с присвоением или растратой, а также выплатой вознаграждения за принятие невыполненных работ или ускорение принятия технического обслуживания, а также сокрытие незаконной деятельности. Имеет место и злоупотребление служебным положением, включая случаи привлечения работников дирекции к выполнению работ, не предусмотренных трудовыми договорами.

При этом коррупция зачастую соседствует с мошенничеством. Так, к примеру, в мае этого года Новосокольническим районным судом Псковской области вынесен приговор в отношении бывшего технического директора коммерческой организации, выступавшей подрядчиком ОАО «РЖД». Мужчина в 2015–2016 гг., действуя в рамках заключенного договора с холдингом, не организовал выполнение работ по ремонту железнодорожного пути на участках в Великолукском районе Псковской области: он договорился с руководителем структурного подразделения ОАО «РЖД», которому позже передал взятку в размере более 2 млн руб., на систематической основе подписывать акты сдачи-приемки выполненных работ по договору. При этом фактически запланированные работы не проводились. Таким образом, он осуществил хищение денежных средств ОАО «РЖД» на сумму более 16 млн руб. Расследование дела в отношении руководителя структурного подразделения ОАО «РЖД» продолжается.

По данным источника, близкого к компании, анализ информации о возможных коррупционных делах в I квартале 2020 года свидетельствует о существенном (на 35%) снижении их количества по сравнению с аналогичным периодом 2019-го: с 20 до 13. На полигонах 9 железных дорог фактов преступлений коррупционного плана не зарегистрировано. Однако такая ситуация может быть следствием, во-первых, сокращения пассажирских перевозок и, во-вторых, введением особых режимов следования грузовых поездов. В нестабильной обстановке сложнее вести любого рода договорные неофициальные отношения, что и дало снижение обозначенного показателя. Генеральная прокуратура Российской Федерации в целом фиксирует, что за январь – март 2020 года уменьшилось на 3,8% количество преступлений коррупционной направленности. Применительно к транспортной сфере снижение составило 20,5%.

Наибольшее количество уголовных дел в 2020 году возбуждается на полигонах Западно-Сибирской, Северо-Кавказской и Московской железных дорог. Среди филиалов основная доля приходится на Центральную дирекцию управления движением (46%) и инфраструктуры (15%). Возросла доля возможных уголовных дел в хозяйстве «Трансэнерго». В структуре преступлений все еще доминирует взяточничество.

По данным другого источника, мониторинг еще одного канала поступления информации – антикоррупционной горячей линии ОАО «РЖД», на которую в основной массе обращаются именно работники компании, – показал, что в I квартале 2020 года поступило на 76% больше обращений, чем за аналогичный период 2019-го. Наибольшее количество обращений – с полигонов Московской, Дальневосточной, Южно-Уральской, Октябрьской, Красноярской и Горьковской железных дорог.

Приволжский транспортный прокурор Тимур Кебеков отметил, что коррупция является системной угрозой самого высокого порядка для существующих в Российской Федерации общественных отношений. Особая опасность распространения коррупции в образовании обусловлена вовлеченностью значительного количества лиц в коррупционные связи. При этом вероятность вовлечения в коррупционную деятельность руководящих работников ОАО «РЖД» достаточно высока, что подтверждают уже раскрытые дела. Можно вспомнить, к примеру, что в июне 2019 года суд вынес обвинительный приговор в отношении заместителя начальника Южно-Уральской железной дороги. Следствию удалось доказать факты систематического присвоения и растраты вверенного имущества, а также использования заместителем начальника трудовых ресурсов и оборудования РЖД в личных целях. А в конце 2018-го дело было возбуждено против бывшего начальника Свердловской железной дороги, которому вменялось получение взятки более 700 тыс. руб. за общее покровительство при распределении контрактов РЖД в 2015–2016 гг.

Однако при всей пестроте картины следует признать, что на данный момент большинство разбирательств инициируется по поводу мелких коррупционных преступлений и носит, скорее, хаотичный характер. Между тем для изменения положения дел в структуре в целом нужна комплексная борьба: на первый план должно выйти выявление системных проблем, способствующих формированию почвы для правонарушений, определение причин коррупционных преступлений и утверждение неотвратимости наказания для любого работника холдинга невзирая на ранги и прошлые заслуги. Только в этом случае можно окончательно переломить ситуацию.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions