+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.12.2021 17:40:52
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Затишье перед ростом: рынок железнодорожных колес на пространстве ЕАЭС готовится сделать рывок

По итогам 2021 года рынок железнодорожных колес остается в профиците, а цены на готовую продукцию ниже, чем еще два года назад. Временную передышку производители используют для наращивания объемов выпуска, повышения эксплуатационных характеристик колеса и увеличения ассортимента.
Ключевая особенность рынка железнодорожных колес – цикличность. За год-два высокого спроса неизбежно следуют три-четыре года спада. В 2019-м из-за возросшего грузооборота на сети железных дорог и списания большого количества вагонов рынок в Евразийском экономическом союзе достиг пика. На продукцию наблюдался ажиотаж и, как следствие, возник ее дефицит. Однако за взлетом неизбежно последовало падение. Оно началось в 2020 году и продолжилось в 2021-м.

«В течение 2021 года превышение предложения над спросом на пространстве ЕАЭС и по всему рынку колеи 1520 только нарастало. Причина – значительный спад производства вагонов и сокращение объемов вагоноремонтных работ», – говорит заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук.

На сегодняшний день общие мощности ЕАЭС составляют 1 885 000 колес в год. По данным Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ), металлургическими заводами по итогам 9 месяцев было произведено более 1 млн цельнокатаных колес.

Не потерять бы в качестве

Значительное влияние на рынок оказал и рост цен на металлы и металлопродукцию. Стоимость пошла вверх в конце прошлого года. Это было связано с нехваткой товара в США и Европе, а также проблемами с транспортировкой сырья из Азии. При этом одним из основных потребителей металла остается именно машиностроение, отмечают в своем последнем докладе аналитики ГК «Финам». Из-за этого себестоимость производства железнодорожного колеса меньше чем за год возросла в 2 раза. При этом доходность от их изготовления в условиях профицита, напротив, снизилась на 25–30%. Ситуация идеальная для потребителя – рынок профицитный, а цены низкие.

Предприятиями на пространстве ЕАЭС освоено производство более 70 видов железнодорожных колес, в том числе для грузовых и пассажирских вагонов, специального подвижного состава, метрополитена. В условиях возрастающей конкуренции все производители колес ведут работы по разработке и проектированию новых конструкций. Это поможет диверсифицировать продуктовый портфель и в будущем не зависеть от колебаний рынка. Владимир Савчук добавляет, что, несмотря на существующий профицит, производители продолжают развивать мощности. По различным оценкам, потребность ЕАЭС в колесах в среднесрочной перспективе составит 2,5 млн в год. Это вдвое больше как текущих, так и перспективных нужд рынка.

Ключевым же фактором успеха станет лидерство в себестоимости и высокое качество. На фоне снижения доходности изготовления колес важно не попасть в ловушку экономии на качестве. Средний срок службы колеса составляет около 7 лет. Но не всегда колесо отрабатывает свою семилетку, поэтому покупатели все больше уделяют внимание вопросом безопасности, надежности и увеличения времени его эксплуатации. Надежность продукции гарантируется проведением целого комплекса мероприятий по контролю: начиная от инспекторской приемки на предприятиях поставщиках, заканчивая инспекторскими приемками готовых колес, уточнили представители кластера Railways Systems KZ. Кроме этого, безопасность обеспечивается стабильностью химического состава, механических свойств (прочностные и вязкие характеристики), макроструктурой и частотой металла.

Придется уменьшить затраты

Для снижения себестоимости своего производства предприятия ищут новые решения. Это и применение современных систем учета затрат; непрерывная оптимизация и унификация технологического процесса, которая, в свою очередь, направлена на снижение потерь энергоресурсов, материальных затрат на производство и доработку продукции. Инвестиции в цифровую трансформацию также ведут к снижению затрат, подчеркивают эксперты Высшей школы экономики.

«Переход на цифру способствует повышению производительности труда, качества продукции и позволяет сократить сроки вывода продуктов на рынок», – рассказали представители экибастузского железнодорожного кластера Railways Systems KZ, где производство практически на 100% автоматизировано. В компании уточнили, что применение цифровых систем обеспечивает стабильность процессов в производстве и своевременное выполнение обязательств перед заказчиками.

Внедрение на производстве концепции «Индустрия 4.0» предполагает массовое внедрении информационных технологий, распространении искусственного интеллекта и анализ больших данных. Как показывает опыт ТОО «Проммашкомплект», благодаря ей сводится к нулю человеческий фактор, что также повышает надежность продукции. При этом вся информация о готовой продукции хранится в течение 20 лет. Это позволяет проводить детальный анализ факторов, влияющих на качество, и оценивать экономическую эффективность.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions