+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.12.2021 17:40:52
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Затишье перед ростом: рынок железнодорожных колес на пространстве ЕАЭС готовится сделать рывок

По итогам 2021 года рынок железнодорожных колес остается в профиците, а цены на готовую продукцию ниже, чем еще два года назад. Временную передышку производители используют для наращивания объемов выпуска, повышения эксплуатационных характеристик колеса и увеличения ассортимента.
Ключевая особенность рынка железнодорожных колес – цикличность. За год-два высокого спроса неизбежно следуют три-четыре года спада. В 2019-м из-за возросшего грузооборота на сети железных дорог и списания большого количества вагонов рынок в Евразийском экономическом союзе достиг пика. На продукцию наблюдался ажиотаж и, как следствие, возник ее дефицит. Однако за взлетом неизбежно последовало падение. Оно началось в 2020 году и продолжилось в 2021-м.

«В течение 2021 года превышение предложения над спросом на пространстве ЕАЭС и по всему рынку колеи 1520 только нарастало. Причина – значительный спад производства вагонов и сокращение объемов вагоноремонтных работ», – говорит заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук.

На сегодняшний день общие мощности ЕАЭС составляют 1 885 000 колес в год. По данным Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ), металлургическими заводами по итогам 9 месяцев было произведено более 1 млн цельнокатаных колес.

Не потерять бы в качестве

Значительное влияние на рынок оказал и рост цен на металлы и металлопродукцию. Стоимость пошла вверх в конце прошлого года. Это было связано с нехваткой товара в США и Европе, а также проблемами с транспортировкой сырья из Азии. При этом одним из основных потребителей металла остается именно машиностроение, отмечают в своем последнем докладе аналитики ГК «Финам». Из-за этого себестоимость производства железнодорожного колеса меньше чем за год возросла в 2 раза. При этом доходность от их изготовления в условиях профицита, напротив, снизилась на 25–30%. Ситуация идеальная для потребителя – рынок профицитный, а цены низкие.

Предприятиями на пространстве ЕАЭС освоено производство более 70 видов железнодорожных колес, в том числе для грузовых и пассажирских вагонов, специального подвижного состава, метрополитена. В условиях возрастающей конкуренции все производители колес ведут работы по разработке и проектированию новых конструкций. Это поможет диверсифицировать продуктовый портфель и в будущем не зависеть от колебаний рынка. Владимир Савчук добавляет, что, несмотря на существующий профицит, производители продолжают развивать мощности. По различным оценкам, потребность ЕАЭС в колесах в среднесрочной перспективе составит 2,5 млн в год. Это вдвое больше как текущих, так и перспективных нужд рынка.

Ключевым же фактором успеха станет лидерство в себестоимости и высокое качество. На фоне снижения доходности изготовления колес важно не попасть в ловушку экономии на качестве. Средний срок службы колеса составляет около 7 лет. Но не всегда колесо отрабатывает свою семилетку, поэтому покупатели все больше уделяют внимание вопросом безопасности, надежности и увеличения времени его эксплуатации. Надежность продукции гарантируется проведением целого комплекса мероприятий по контролю: начиная от инспекторской приемки на предприятиях поставщиках, заканчивая инспекторскими приемками готовых колес, уточнили представители кластера Railways Systems KZ. Кроме этого, безопасность обеспечивается стабильностью химического состава, механических свойств (прочностные и вязкие характеристики), макроструктурой и частотой металла.

Придется уменьшить затраты

Для снижения себестоимости своего производства предприятия ищут новые решения. Это и применение современных систем учета затрат; непрерывная оптимизация и унификация технологического процесса, которая, в свою очередь, направлена на снижение потерь энергоресурсов, материальных затрат на производство и доработку продукции. Инвестиции в цифровую трансформацию также ведут к снижению затрат, подчеркивают эксперты Высшей школы экономики.

«Переход на цифру способствует повышению производительности труда, качества продукции и позволяет сократить сроки вывода продуктов на рынок», – рассказали представители экибастузского железнодорожного кластера Railways Systems KZ, где производство практически на 100% автоматизировано. В компании уточнили, что применение цифровых систем обеспечивает стабильность процессов в производстве и своевременное выполнение обязательств перед заказчиками.

Внедрение на производстве концепции «Индустрия 4.0» предполагает массовое внедрении информационных технологий, распространении искусственного интеллекта и анализ больших данных. Как показывает опыт ТОО «Проммашкомплект», благодаря ей сводится к нулю человеческий фактор, что также повышает надежность продукции. При этом вся информация о готовой продукции хранится в течение 20 лет. Это позволяет проводить детальный анализ факторов, влияющих на качество, и оценивать экономическую эффективность.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions