• Ставка на полувагон
    1800
    12,5 %
    руб./сут.
    Ноябрь 2022
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 67.57 0 EUR ЦБ РФ 73.11 0
    BTC 20741.12 usd BTC 1405418.29 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.07.2021 17:03:49
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Засуха, плавающая пошлина и цены на внешних рынках: что будет с погрузкой зерна в этом году?

Погрузка зерна на сети ОАО «РЖД» растет высокими темпами на протяжении последних 2 лет после спада в 2019-м. По итогам прошлого года, несмотря на последствия пандемии COVID-19, она увеличилась на 28,7%, до 27,9 млн т. Но аграрии жалуются на потери от засухи и введения плавающей экспортной пошлины.
Засуха, плавающая пошлина и цены на внешних рынках: что будет с погрузкой зерна в этом году?

Согласиться на большее

За январь – июнь погружено 12,3 млн т зерна, что на 15% выше уровня прошлого года. На некоторых железных дорогах сети произошел взрывной рост погрузки в I полугодии. Так, к примеру, погрузка на Дальневосточной железной дороге составила 122,2 тыс. т, что в 13,8 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На рост погрузки зерна повлияли в основном активные темпы экспорта ячменя и кукурузы. Так, объем экспортных перевозок ячменя в январе – июне вырос, по данным агентства «Зерно Он-Лайн», до 1,03 млн т, что в 2,5 раза больше, чем в первой половине 2020 года. Активизировались также внутренние перевозки кукурузы и пшеницы.

В Минсельхозе России увеличение погрузки зерна в I полугодии 2021 года обуславливают в целом положительным трендом в зерновом экспорте в сезоне-2020/2021. «Традиционно значительную долю железнодорожных перевозок зерновых составляет их транспортировка до портов Новороссийска. Кроме того, увеличению железнодорожных перевозок в прошедшем сезоне способствовал рост урожая в ЦФО», – поясняют в ведомстве.

Генеральный директор цифрового мультимодального экспедитора Alltrucks Михаил Мезенцев главным фактором роста объемов перевозки по железной дороге называет соглашение участников рынка с ФНС, Минтрансом и Хартией экспортеров об отказе от перегрузок при перевозке зерновых. Его заключили год назад, в начале коммерческого сезона-2020/2021 (начинается со старта уборочной кампании). Зерновые терминалы обязались не принимать автотранспорт с перегрузом. Соответственно дополнительные объемы перевозок перешли на железную дорогу. В итоге по некоторым направлениям сеть РЖД стала более конкурентна, чем автоперевозки, говорит он.

Плавающее влияние

Экспорт зерна из России в 2020/2021 сельхозгоду (1 июля 2020 г. – 30 июня 2021 г.) вырос на 14% по сравнению с показателем за предыдущий год и составил 49,8 млн т. За прошедший год на международный рынок было отгружено 58,7 млн т российского зерна и продуктов его переработки (+10% к 2019/2020 г.), при этом экспорт зерновых культур вырос на 14%, до 49,8 млн т.

2 июня РФ ввела механизм зернового демпфера, который предусматривает плавающие пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя и возврат полученных от них средств на субсидирование сельхозпроизводителей. Размер пошлин рассчитывается еженедельно на основе ценовых индикаторов, основанных на ценах экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже. Цена отсечения по пшенице составляет $200 за тонну, по кукурузе и ячменю – $185 за тонну. Размер пошлины составляет 70% от превышения этого показателя. До введения нового механизма пошлина на экспорт пшеницы составляла €50, кукурузы – €25, ячменя – €10 за тонну.

Мнения о влиянии этой плавающей пошлины у экспертов и участников рынка неоднозначные. Так, в ИПЕМ отмечают, что предпринятые меры способствовали перераспределению поставок зерна между рынками сбыта, что выразилось в увеличении отправок во внутреннем сообщении.

Вместе с тем в Российском зерновом союзе подсчитали, что плавающая пошлина на экспорт зерна за месяц изъяла у аграриев почти $90 млн. По словам вице-президента Российского зернового союза Александра Корбута, несмотря на то, что плавающая пошлина на пшеницу в июне оказалась практически в 2 раза ниже прежней (до 2 июня – €50 за тонну), она все равно высока. Как считают в РЗС, недополученные средства могли быть вложены в удобрения, средства защиты растений, семена.

В долгосрочном периоде, по прогнозу «Зерно Он-Лайн», пошлина может привести к снижению урожайности, поскольку на фоне роста цен на семена, сельхозтехнику, удобрения, средства защиты растений сельхозпроизводители будут пытаться на них сэкономить. На потребительские цены механизм зернового демпфера не окажет значительного влияния, поскольку доля затрат на покупку зерна в структуре розничной цены на хлеб, мясо и т. д. невысока.

Оснований для отмены плавающей экспортной пошлины на зерно в правительстве сегодня не видят.

В текущем сезоне экспортный потенциал предварительно оценивается в 51 млн т зерна. Итоговые оценки будут зависеть от урожая, а также общей ситуации на внешних рынках.

Погодные коррективы

В конце июня представитель Минсельхоза заявил, что пока не опасается за будущий урожай из-за жары, которая стоит в нескольких основных зернопроизводящих регионах России. В министерстве сослались на то, что в почве этих регионов накоплены достаточно неплохие запасы влаги – и пока они сохраняются.

По данным подведомственного Минсельхозу центра агроаналитики, на фоне погодных условий качество зерна в этом году будет стандартным.

Неблагоприятные погодные условия могут привести к сокращению сбора зерновых и, как следствие, снижению уровня погрузки зерна на железнодорожном транспорте. Однако если погодные условия в дальнейшем будут благоприятными, то можно ожидать, что погрузка останется как минимум на уровне 2020 года или превзойдет его, отмечают в ИПЕМ.

По прогнозу Минсельхоза, сбор зерна в РФ в этом году составит 127,4 млн т, в том числе 80,7 млн т пшеницы. В 2020-м было собрано 133,5 млн т, в том числе 85,9 млн т пшеницы.

Подробнее читайте в свежем выпуске журнала

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions